Общие сведения

Обоснование апологетического вида проповеди зиждется на той истине, что каждый член Церкви должен не только хорошо знать и понимать христианское учение, но и уметь защищать его от нападок всякого рода лжетолкователей, должен всегда быть готовым дать ответ всякому вопрошающему о своем уповании (1 Петр. 3,15). В наибольшей мере эта обязанность относится к пастырю-проповеднику. Задачей апологетической проповеди является всестороннее обоснование истинности христианского учения и защита его от нападок и несправедливой критики. При выполнении этой задачи допустимо наличие полемического элемента в проповеди.

Вопрос о необходимости и уместности проповеднической апологетики тесно связан с конкретными обстоятельствами в жизни Церкви вообще и данной приходской общины в частности. Апологетика необходима там, где возникает опасность пагубного влияния на паству каких-либо антицерковных учений, или в случае, если в среде самих слушателей возникают сомнения и разномыслия в вопросах веры. Особенное значение приобретает апологетическая проповедь в тех случаях, когда целью ее ставится возвращение в лоно Церкви отпадших от нее вследствие соблазна всяких лжеучений. Кроме этого, данный вид проповеди может рассматриваться как средство духовной помощи и укрепления веры для ищущих истины Христовой. Сообразуясь с особенностями современности, в частности, с возросшим потоком сектантских учений, проповедник-апологет может облегчить для таких людей поиск пути к истине и спасению. В этом пастырь должен уподобляться апостолу Павлу, который для всех сделался всем, чтобы

спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9,22).

Высочайшим примером для апологета-проповедника является Господь наш Иисус Христос. Утверждая истину, Небесный Учитель не оставлял без обличения существовавшие в Его время религиозные заблуждения. Доказательством этого служит беседа Его с саддукеями об истине воскресения мертвых. «Заблуждаетесь, — говорил им Спаситель, — не зная Писаний, ни силы Божией» (Мф.22,29). В апостольских Посланиях мы также находим указания относительно священной обязанности пастырей оспаривать доводы противников Евангелия и опровергать заблуждения, которые могут распространяться в христианском обществе (Тит. 1,9—11). На этом основании св. Церковь всегда требовала от пастырей-проповедников защиты истин христианской веры. К наиболее выдающимся представителям этого направления в проповеди надо отнести святителя Григория Нисского, блаженного Феодорита Кирского, святителя Иоанна Златоуста. Беседы последнего против иудеев, еретиков и язычников, направленные в защиту превосходства христианской веры, представляют высокие образцы апологетического слова.

Своеобразным толчком в развитии проповеднической апологетики послужило появление и распространение на Западе в новое время атеистических учений, которые способствовали распространению религиозного скептицизма и неверия. Это явление вызвало соответствующую реакцию в самом христианском обществе, призвав проповедников к усиленной защите христианских начал в жизни общества.

Как никогда актуальна апологетическая тематика в проповеди в наше время. Основной причиной этого является та бездуховность и непросвещенность наших соотечественников, которая является следствием антирелигиозной пропаганды, гонений и притеснений за православную веру. Воспитанные в течение десятилетий в духе вражды к Церкви и христианству, многие представители нового поколения живут в условиях духовного вакуума. После недавнего засилья атеизма этот духовный вакуум в настоящее время усиленно пытаются заполнить — с помощью средств массовой информации и сборищ на стадионах — всякого рода сектантские проповедники и наставники восточных религий. Вот почему нашим соотечественникам особенно сегодня необходима действенная духовная помощь Православной Церкви, способная оградить их от влияния навязчивых лжеучителей и указать путь к истине и спасению.

Церковному проповеднику в настоящее время приходится выступать перед представителями широких слоев общественности. Поэтому он должен быть всегда готовым и в храме, и вне храма дать каждому интересующемуся ясный и вразумительный ответ относительно христианских истин и их обоснование. Эта обязанность требует от пастыря соответствующих познаний и апологетической подготовки, «чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1,9).

Прежде всего проповедник должен иметь правильное представление об уровне духовной зрелости, образованности и образе мыслей своих слушателей, знать особенности духовной атмосферы современного общества. К этим особенностям следует отнести и последствия процесса секуляризации (отделения от Церкви), который наложил печать на все стороны жизни современного общества. Независимость всех сфер знания от церковного авторитета способствовала формированию такого направления мысли, основу которого составляет представление о неограниченных возможностях человеческого разума, о его способности разрешать все задачи и проникать во все тайны мироздания. Секуляризация породила определенные типы религиозных скептиков и неверующих, оказала негативное влияние на религиозную настроенность большей части современного общества. В соответствии с этим можно условно выделить несколько типов слушателей и совопросников, с которыми чаще всего приходится иметь дело проповеднику-апологету:

- имеющие неглубокую веру, нуждающиеся в доказательствах, в рассудочном обосновании христианских истин;

- ищущие истину, стремящиеся к ней;

- рационалисты, уверенные в неограниченных возможностях человеческого разума;

- люди среднего интеллектуального уровня, подпавшие под влияние лжеучений;

- люди с развращенным сердцем, не вмещающие слова истины. Следует заметить, что общаясь с подобными людьми, мы нередко думаем, что наши собеседники весьма осведомлены в религиозных вопросах и вполне сознательно противятся истине. На самом деле это далеко не так. Большинство современных образованных людей не имеет элементарных религиозных знаний. Поэтому в апологетической проповеди необходимо прежде всего излагать и разъяснять основные истины христианства, искореняя ложные о них представления, наиболее удобным и эффективным для этой цели является использование в проповеди полемико-апологетического метода.

Рассмотрим тематику и общие положения основной группы вопросов, которые могут иметь место в современной апологетической проповеди.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: