Тематика в проповеди и опыт ее изложения

Прежде чем приступить к раскрытию той или иной апологетической темы, проповедник должен знать ту истину, что до настоящего времени не существует какой-либо философской или естественнонаучной теории, какого-либо факта или открытия в любой сфере человеческого знания, которые могли бы поколебать или поставить под сомнение истины христианской веры. Более того, открытия в области фундаментальных наук в большинстве случаев не только не противоречат истинам Откровения, но, напротив, подтверждают их.

Рассмотрим круг вопросов, которые в настоящее время могут представлять интерес для проповедника-апологета. К ним следует отнести вопросы взаимоотношения веры и знания, науки и религии, вопросы естест-

веннонаучной и исторической апологетики.

А. Взаимоотношение веры и знания, науки и религии. Прежде чем судить о реальности тех или иных явлений в окружающем мире, прежде чем приступить к поиску истины, каждому интересующемуся данными проблемами следует иметь представление о способах познания Общепризнанными являются эмпирический (основанный на чувственных восприятиях) и рациональный (путем умозаключений) способы познания окружающего мира. Наш разум, основываясь на наблюдениях и экспериментах, всегда стремится познать окружающую природу и самого человека. На этом пути человечеством проделана огромная работа и плоды ее всем известны. Сегодня мы являемся свидетелями огромных достижений науки, чрезвычайного развития техники. Но как известно, кроме мира видимого, материального, существует мир невидимый, духовный, недоступный для вышеуказанных способов познания. Предметы этого мира непознаваемы для человеческого разума, недоступны для наших органов чувств и могут восприниматься только верой. Вера является, таким образом, одним из способов познания особой области бытия — мира духовного. Современный скептик, конечно, может поставить под сомнение авторитетность указанного способа познания, отдавая предпочтение разумному, опытному и ставя под сомнение авторитетность веры. Такому скептику самым слабым местом в вопросе о вере как способе познания может показаться бездоказательность с рациональной точки зрения ее утверждений. Однако бездоказательность как раз и есть то, что делает веру как способ познания тождественной с научным знанием. Дело в том, что большое количество истин в таких науках, как математика, физика, логика и другие, зиждется именно на бездоказательных утверждениях, называемых постулатами.

Таким образом, в отдельных случаях для того, чтобы достигнуть какого-либо знания, познать что-либо рационально или опытно, необходимо прежде всего постулировать определенную истину, т.е. принять ее на веру и только после этого использовать обычные способы познания. Как видим, вера является не только средством постижения тайн особой области бытия — мира духовного, но необходима и при познании предметов материального мира.

С другой стороны, вера не должна игнорировать рациональные способы познания. Разумное осознание религиозных истин веры необходимо всякому христианину. Само христианство может быть названо религией разума. В тропаре праздника Рождества Христова Церковь исповедует, что с пришествием Сына Божия «воссия мирови свет разума». Ничего неразумного в христианстве нет и быть не может. Сама история новозаветного человечества подтверждает разумность христианства. Так, христианское учение о Боге как Творце всего видимого и невидимого утвердило учение о единстве бытия, откуда развилась идея о всеобщем значении принципа причинности, что и определило весь строй современного научного знания*.

Однако христианство ставит вопрос о границах человеческого разума, ввиду его неспособности проникнуть во многие тайны даже видимого мира. При изучении природы ученые нередко наталкиваются на необъяснимые с

* Зеньковский В., прот. Апологетика. Рига. 1992. с.26.

позиции науки явления. Еще в большей степени человеческий разум ограничен в вопросах духовного мира. Однако эта ограниченность не препятствует нам признавать реальность этого мира. В этом случае ограниченность разума в вопросах сверхчувственного бытия должна восполняться верой, религиозным чувством. Христианство не противопоставляет веру рациональному познанию и наоборот, а учит, что разум и вера — не что иное, как проявление жизни человеческого духа. Когда человек живет в Боге, эти его духовные способности находятсяв полном согласии иединстве. Поставленный в законные рамки ум делается «добросовестным и скромным помощником веры, как низший орган для высшего».

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса о религии и науке. Необходимость его продиктована тем, что атеистическая мысль на протяжении последних десятилетий пытается опереться в своей борьбе с христианством на современное знание. Подобные попытки основаны на извращенном понимании задач естественных наук. Как известно, эти науки имеют своей задачей систематическое изучение и анализ явлений и фактов видимого мира, имеют дело с предметами, имеющими относительное значение и условное бытие. Вопрос же о безусловном начале самого видимого мира, о смысле и назначении бытия, его конечной цели не может охватываться естественными науками по самому существу их методов и задач. Только в религии посредством веры осуществляется познание и восприятие абсолютного и безусловного Начала, лежащего в основе всякого бытия. В религии не только утверждается это высшее, абсолютное Начало — Бог, но и осуществляется живая связь с Ним. Таким образом, религия имеет свою область ведения, недоступную для чувственного и рационального восприятия, которым оперирует наука. Поэтому на основании научного познания нельзя отрицать ни религиозного опыта, ни самой области сверхчувственного бытия. При правильном понимании сущности религии и науки делается очевидной невозможность противоречия между ними, потому что каждая из них имеет свою область знания. Эта точка зрения является наиболее распространенной среди современных ученых и может быть выражена так: наука и религия заняты решением разных вопросов. Наука ищет ответы на вопрос, как устроен мир. Религия стремится ответить на вопрос, почему мир вообще существует.

Относительно же исторической ретроспективы этой проблемы надо сказать, что противоречия возникали не между наукой и религией, а между учениями отдельных представителей науки, выходящих в этих учениях за пределы научных методов, и между отдельными богословскими течениями (схоластика), смешивающими научную и богословскую постановку вопроса. Кроме этого, не исключено и умышленное извращение научных методов с целью использования их как средства борьбы с религией. Наиболее авторитетно эта мысль выражена у Макса Планка, основоположника квантовой физики, который в одном из официальных выступлений сказал, что «атеистическое движение... усердно использует естественно-научное познание, продолжая, якобы в союзе с ним, все более быстрыми темпами оказывать разлагающее влияние на все слои народа по всей земле»*.

Мысль о невозможности противоречия между религией и подлинной наукой усиливается внутренней связью между ними. Христианство учит, что весь видимый мир создан Богом. Этот мир своей целесообразностью, разумным устройством в себе самом содержит свидетельство о высочайшем Разуме, устроившем все. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы», — говорит Апостол (Рим.1,20). Премудрость мирового устройства в полной мере открывается при занятиях естественными пауками, ибо во всем, начиная с устройства атома и кончая всем мирозданием, видны разумность, строгий порядок и гармония, свидетельствующие о Творце. Именно поэтому такие выдающиеся личности, как Кеплер, Лейбниц. Ломоносов, Менделеев, Циолковский, Планк, Павлов, Филатов были не только великими учеными, но и глубоко религиозными людьми, подлинная наука не только не противоречит религии, но, напротив, способна углубить религиозное чувство, ибо «научное переживание истины есть в каком-то смысле «видение Бога».

Рассматривание вопроса о взаимоотношении религии и науки уместно будет заключить высказыванием на данную тему одного из классиков современного естествознания, который пишет: «Куда ни кинь взгляд, мы никогда не встретим противоречия между религией и естествознанием, а, напротив, обнаруживаем полное согласие как раз в решающих моментах. Религия и естествознание не исключают друг друга, как кое-кто ныне думает или опасается, а дополняют и обуславливают друг друга»**.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: