Реорганизация коммерческих организаций

Слияние, присоединение, разделение, преобразование, выделение.

Есть ограничения реорганизации коммер организаций. Ст. 68 ГК: хоз товарищества и общества одного вида могут преобразоваться в хоз товарищества, общества, производственные кооперативы. И другие ограничения. Цели ограничения: преобразование предполагает, чтобы был такого же рода объем правоспособности. Хоз общество в унитарное предприятие нельзя преобразовать (общую в специальную).

Еще особенность. Кп, добровольный порядок, но есть п ринудительный и согласительный порядок реорганизации коммерческой орг-ции. Ст. 27 Закона о защите конкуренции: необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа на слияние, если суммарная стоимость актива превышает уст-ную законом величину. Чтобы не было злоупотреблений коммерч орг-ции. Или ст. 38 Закона о конкуренции. Если коммерческая орг-ция злоупотребляет: можно принять решение о разделении или выделении, если улучшится конкуренция и если это технологически возможно.

Слияние, присоединение, преобразование – антимонопольный контроль. В двух других формах – нет.

Еще также важен вопрос о гарантиях прав кредиторов реорганизуемой кредитной организации. Поскольку им не все равно, каковы правопреемники и прочие моменты. 1) кредиторы дб извещены, дважды с периодичностью 1 раз в мес нужно поместить в СМИ уведомление о реорг-ции, уведомить орган, осущ-щий регистрацию юрлиц – налоговую. Так и доводится инфа до кредиторов. 2) Кредитор вправе решить: отказаться от своих прав кредиторских или не заявляет требование, согласен быть кредитором орг-ций, которые появятся в рез-те реорганизации. Если кредитор не потребует досрочного прекращения обяз-в, обязаны перед ним все правопреемники, появившиеся в рез-те реорг-ции.

Ликвидация коммерческой организации.

Общее правило – мб добровольная на основании решения учредителей. Принудительная – только в судебном порядке и только по основаниям, прямо предусмотренным в ГК РФ (ст. 61).

Ст. 21.1 З о регистрации юр лиц – возможность исключения из реестра тн недействующих организаций. То есть прекращение. Это административное правило, по существу.

Заявление о признании банкротом – если тн отсутствующий должник, более простая процедура исключения из реестра. Время идет и средства тратятся.

Общее правило в суде, а ст. 21.1 – административный порядок. Можно оспорить в суде.

Также есть ст. 65- признание орг-ции банкротом. Это основание для прекращения. Но бывает, что юрлицо останется потом в реестре.

Уменьшение стоимости чистых активов – ст. 90, 109, 114, признание судом нед-ти регистрации. Много оснований для ликвидации, короче.

Требование о принудит ликвидации мб предъявлено в арбитражный суд только полномочными лицами (тем, кому право предоставлено законом). *Налоговые органы могут обратиться в суд за ликвидацией при опр условиях, ст. 11 З о защите конкуренции – антимонопольные органы, ЦБ по поводу кредитных орг-ций.

В ГК предусмотрен порядок ликвидации. Всегда дб ликв комиссия (и при добровольной, и при принудительной ликвидации):

1. Ликв комиссия информирует о решении, связанном с ликвидацией – и выявляет кредиторов. Срок для заявления требований для кредиторов – не менее 2 месяцев с момента заявления о ликвидации.

2. Составление промежуточного ликвидационного баланса. После того как истек срок составления требований кредиторов. *состав и стоимость имущества орг-ции, перечень кредиторов и их требований, рез-ты рассмотрения (подлежат удовлетворению или же нет).

3. Баланс передается ликв комиссией на утверждение учредителя. Дб согласование утверждения с ФНС. Баланс = основание для удовлетворения требований кредиторов, призванных комиссией в очередности ст. 64 ГК. Там 4 очереди. Требования 3 и 4 очереди удовл-ся не со дня утверждения промежуточного баланса, а по истечении месяца со дня утверждения баланса. 2ая и 1ая раньше удовл-ся.

4. На удовл-ние требований кредиторов направляются свободные ден средства на счетах. Если не хватает – дб подано заявление в арбитражный суд о признании банкротом. Это обяз-ть ликв комиссии. До создания ликв комиссии – обяз-ть учредителя. А если создана – комиссия подает заявление, но ликвидация производится в упрощенном порядке (тн банкротство ликвидируемого юрлица). Это упрощенная процедура. Уже не будут правила ликвидации применяться, если есть основания для признания банкротства. Там уже по-другому будут распределяться средства. Если обязанные лица не обратились в суд с заявлением о признании банкротства – субсидиарная от-ть виновных лиц. Также может быть админ, угол от-ть (фиктивное, преднамеренное банкротство), правила неправомерных д-вий при банкротстве есть.

5. Общее правило при ликвидации. Баланс, утверждено ФНС, расчет. И все между участниками делится.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: