Логистическая диагностика производимой продукции и услуг

Современные предприятия в основном являются многономенклатурными, то есть выпускают несколько видов продукции, оказывают несколько видов услуг. Кроме того, в процессе производства на предприятиях выпускают не только готовую продукцию, но и комплектующие изделия, оказывают внутренние услуги. Для этого организуются внутренние производства различной степени сложности, оснащенности и значимости для решения поставленных задач.

Сложилось мнение, что надо все комплектующие изделия выпускать на своем предприятии в целях сокращения влияния внешних факторов на результативность производства. Однако при этом далеко не всегда достаточно точно и полно оцениваются те обстоятельства, которые приводят к снижению эффективности производства. А главное, мы забываем, что сейчас нет дефицита как продукции, так и рабочей силы.

Теория логистики трактует, что отдельные низкоэффективные виды продукции, как конечной готовой, так и промежуточной, выгоднее передать на исполнение внешним смежным предприятиям, или на аутсорсинговую деятельность.

Примеров аутсорсинговых фирм в различных отраслях экономики достаточно много. Прежде всего, это внешний для предприятия транспорт, а также исполнение различного рода ремонтов сложного оборудования, особенно автоматики. Это может быть изготовление различного рода комплектующих на предприятиях машиностроения, в строительстве, в сельском хозяйстве и т.д. Безусловно, при принятии решения о переходе на аутсорсинг в каждом отдельном случае следует провести тщательный анализ всех видов продукции и услуг по достаточно значимой совокупности критериев и сделать правильный и необходимый для предприятия вывод. При этом, безусловно, важно учесть отраслевые особенности предприятия, его дислокацию, весомость на рынке региона, страны и другие параметры. Предлагаемая ниже диагностика относится к так называемым индексным методам, то есть обосновываются необходимые критерии, определяются их нормативные или базовые величины, а затем отслеживается динамика.

В самом общем случае диагностика может быть осуществлена по следующим критериям:

1) адаптивность вырабатываемой продукции к условиям производства данного предприятия. Понятие адаптивности, как правило, сводится к возможности быстрой реакции на влияние внешних и внутренних негативных или позитивных факторов при производстве продукции и услуг. Следовательно, адаптивность целиком зависит от персонала предприятия, занятого выпуском продукции или оказанием услуг. Кроме того, она зависит от качества и количества необходимого оборудования и перспективы приобретения наиболее современных его видов.

Интегральный показатель адаптивности (Каинт) можно определить по следующей формуле:

, (1)

где К1 – коэффициент, характеризующий долю рабочих (Чjсп), занятых выпуском j -го вида продукции, к общей численности рабочих (Чоб):

; (2)

К2 – коэффициент, характеризующий долю использования основных производственных фондов для выпуска j -того вида продукции (ОСФj сп) к общей балансовой стоимости основных фондов (ОСФоб):

; (3)

а1, а2 - ранговые оценки значимости каждого из указанных параметров при выпуске данной продукции. Для их определения приглашаются эксперты (как правило, не менее 3 специалистов) и по их оценкам выводят усредненные параметры оценок;

2) эффективность вырабатываемой продукции или услуг. Для оценки эффективности так же предлагается интегральный показатель, состоящий из двух слагаемых. Первое слагаемое представляет собою рентабельность продаж для конечной продукции (Рреал) или рентабельность производства как конечной, так и промежуточной продукции (Рпр). В качестве второго слагаемого рекомендуется использовать долю j -го вида продукции в общем объеме продаж для всех видов конечной продукции. Для промежуточных видов продукции или услуг рекомендуется использовать коэффициент (Кэинт), показывающий долю затрат на данный вид продукции в себестоимости товарной продукции:

(4)

или

, (5)

где Пj – объем реализованной продукции j -го вида продукции или услуг;

Поб – общий объем продаж по предприятию;

Зj – затраты на производство j -го вида продукции или услуг;

З - общая себестоимость товарной продукции.

Для анализа должны быть использованы данные бухгалтерского учета по себестоимости продукции.

По результатам такого анализа можно определить области распределения указанных выше параметров. Обычно рассматривают три области: область, наиболее приемлемая для собственного производства, комбинаторную область и область аутсорсинга. Те виды продукции, которые имеют наиболее высокие показатели адаптивности и эффективности, безусловно, образуют область собственного производств а. Продукция с низкими параметрами адаптивности и эффективности образуют аутсорсинговую область. Иными словами, их выгоднее передать на исполнение в среду непосредственного окружения предприятия и за счет этого существенно снизить затраты на производство товарной продукции. Остальные виды продукции попадут в комбинаторную область.

При значительном портфеле заказов предприятие может производить их собственными силами. При более высоком спросе на продукцию образуется большая доля продаж. Если предприятие изыщет возможности их произвести собственными силами, то получит их более высокую рентабельность. Если же производственный потенциал предприятия не позволит произвести рассматриваемый вид продукции в большем объеме, то выгодно часть объемов выполнить по аутсорсингу, а часть – собственными силами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: