Виды и показатели ассортимента в оптовой и розничной торговле

К основным показателям ассортимента в торговле можно отнести:

Широта ассортимента – это количество товарных групп или видов товаров (в зависимости от ассортиментной специализации) представленных к продаже. Широта ассортимента рассчитывается по формуле:

Кш = Шд \ Шб, (1)

где:

Кш – коэффициент широты (при универсальном ассортименте он должен быть максимально приближен к 1).

Шд – фактическое наличие товарных групп или видов товаров (в зависимости от ассортиментной специализации) представленных к продаже.

Шб - количество групп или видов товаров (в зависимости от ассортиментной специализации) представленных в торговой или товароведной классификации. К примеру, в соответствии с товароведной классификацией в классе продовольственных товаров 10 товарных групп: плодоовощные товары, зерномучные товары, кондитерские товары, вкусовые товары, молочные товары, мясные товары, рыбные товары, пищевые жиры, яичные товары и вспомогательные товары.

Глубина ассортимента – это количество видов, разновидностей и наименований товаров внутри анализируемого ассортимента. Глубина ассортимента рассчитывается по формуле:

Кг = Гд \ Гб, (2)

где:

Кг – коэффициент глубины (при универсальном ассортименте оптимальным является, если он равен 0,6 – 0,8, при специализированном ассортименте он должен быть максимально приближен к 1).

Гд – фактическое наличие видов, разновидностей и наименований товаров внутри анализируемого ассортимента представленных к продаже.

Гб – определяется при сетевой рознице по ассортиментным матрицам, при традиционной рознице за основу для расчетов можно взять полный ассортимент, представленный в прайс-листах поставщиков по анализируемому виду продукции.

Кроме широты и глубины ассортимента можно анализировать его обновляемость и устойчивость, при этом важно учитывать, что все показатели необходимо рассматривать в динамике, так как их единовременная оценка не даст объективного результата.

Вторым этапом количественного анализа является проведение ABC/XYZ – анализа. ABC/XYZ – анализ – это методика, которая позволяет на основе оперативных данных оценить степень привлекательности каждой товарной позиции с точки зрения рынка и розничного торгового предприятия.

Литература:

1. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник для вузов. - М.: Норма, - 2013.- 438 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: