Тема: "Методы педагогических исследований".
Цель: Закрепить основные понятия методов педагогических исследований и проконтролировать качество усвоения материала.
Основные понятия и категории:
Методы педагогических исследований – пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений.
Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.
Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.
Изучение педагогического опыта – организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.
Педагогическое тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.
Регистрация – выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.).
Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).
Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность.
Задание студентам:
Подготовить небольшие выступления на интересующие студентов темы, например:
· Педагогический эксперимент.
· Игровые методы исследований.
· Педагогическое тестирование.
Работа студентов на занятии:
· Выступления на интересующие студентов темы.
· Выполнение тестовых заданий.
Форма проведения занятия:
· Выступления студентов по заданное тематике с применением методов исследований не практике.
· Работа по микро группам.
· Игровая форма "Суд".
· Игровая форма "КВН".
Заключение:
В ходе работы студенты должны закрепить основные понятия методов педагогических исследований, их многообразие, умение ими пользоваться.
Рекомендуемая литература
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.; Просвещение, 1988.
2. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. – Екатеринбург, 1998.
3. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. – Екатеринбург, 2000.
4. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. – Екатеринбург, 1997.
5. Подласый И.П. Педагогика. – М.; Просвещение, 1996.
6. Пидкасистый Н.И. Педагогические теории, системы, технологии. – М.; Просвещение, 1995.
7. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. – М.; 2000.
8. Кумар В. Ваш психологический портрет. – СПб., "Питер" 1997.
9. Методологические проблемы развития педагогической науки. Под ред. Кузьминой Н.В. – Л.; ЛГУ 1985.
10. Методы педагогических исследований. Под ред. Писунова А.И. Воробьева Г.В. – М.; 1979.
11. Скалова Я. Методология и методы педагогических исследований.