Семинарское занятие. Тема: "Методы педагогических исследований"

Тема: "Методы педагогических исследований".

Цель: Закрепить основные понятия методов педагогических исследований и проконтролировать качество усвоения материала.

Основные понятия и категории:

Методы педагогических исследований – пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений.

Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.

Изучение педагогического опыта – организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.

Педагогическое тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.

Регистрация – выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.).

Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность.

Задание студентам:

Подготовить небольшие выступления на интересующие студентов темы, например:

· Педагогический эксперимент.

· Игровые методы исследований.

· Педагогическое тестирование.

Работа студентов на занятии:

· Выступления на интересующие студентов темы.

· Выполнение тестовых заданий.

Форма проведения занятия:

· Выступления студентов по заданное тематике с применением методов исследований не практике.

· Работа по микро группам.

· Игровая форма "Суд".

· Игровая форма "КВН".

Заключение:

В ходе работы студенты должны закрепить основные понятия методов педагогических исследований, их многообразие, умение ими пользоваться.

Рекомендуемая литература

1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.; Просвещение, 1988.

2. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. – Екатеринбург, 1998.

3. Зеер Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования. – Екатеринбург, 2000.

4. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать. – Екатеринбург, 1997.

5. Подласый И.П. Педагогика. – М.; Просвещение, 1996.

6. Пидкасистый Н.И. Педагогические теории, системы, технологии. – М.; Просвещение, 1995.

7. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. – М.; 2000.

8. Кумар В. Ваш психологический портрет. – СПб., "Питер" 1997.

9. Методологические проблемы развития педагогической науки. Под ред. Кузьминой Н.В. – Л.; ЛГУ 1985.

10. Методы педагогических исследований. Под ред. Писунова А.И. Воробьева Г.В. – М.; 1979.

11. Скалова Я. Методология и методы педагогических исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: