Основные задачи:
· отслеживание трудностей, непонимания, препятствий, возникающих при усвоении нового материала;
· создание реального механизма управления профессионально-образовательным процессом;
· получение информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности;
· индивидуализация педагогом своей деятельности;
· обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в профессионально-образовательном процессе.
Решение этих задач на основе традиционной оценки образовательного процесса, базирующейся на определении показателей сформированности знаний, умений и навыков, а в отдельных случаях – на диагностике психического развития, затруднено. Конечно, по результатам многолетних оценок информация такого рода имеется и на ее основе вносятся коррективы и в содержание образования, и в технологии обучения. Но оперативное отслеживание и корректировка образовательного процесса возможны на основе мониторинга.
Способы можно разделить на две группы:
|
|
1. способы сбора информации, регистрации состояния текущих процессов;
2. способы учета полученных данных при принятии управленческих решений и регуляции образовательного процесса.
Сбор информации осуществляется с учетом структуры профессионально-образовательного процесса:
· учебно-познавательной и профессионально ориентированной мотивации;
· обобщенных способов выполнения учебных и профессиональных действий при решении учебных задач (обобщенные способы учебных действий, обобщенные способы профессиональных действий, способы узкопрофессиональных действий, способы самоконтроля);
· оценки уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей обучаемых (познавательные способности, учебно-профессиональные способности, профессиональные способности (ключевые квалификации), специальные (квалификационные) способности, учебно-профессиональная самостоятельность).
Мониторинг мотивации учения может быть достаточно успешно осуществлен с помощью метода наблюдения. Наблюдая за деятельностью обучаемых в различных учебно-профессиональных ситуациях, анализируя их отношение к учебе и будущей профессии, оценивая их достижения, педагог делает заключение об уровне выраженности у обучаемых позитивной мотивации. В отдельных случаях целесообразно использование специальных методик на диагностику мотивов учения.
При отслеживании процесса формирования обобщенных способов учебно-профессиональных действий педагог оценивает уровень их выраженности, систематически анализируя организацию учебного (рабочего) места, планирование выполнения учебно-профессиональных заданий, методику работы с учебно-технологической документацией, соблюдение правил техники безопасности при работе.
|
|
Для отслеживания уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей целесообразно использование фрагментов интеллектуальных тестов, метода тестовых ситуаций и наблюдения за обучаемыми в процессе решения учебно-профессиональных задач.
За основу проектирования мониторинга профессионального развития личности можно взять четырехкомпонентную профессионально обусловленную структуру личности:
· профессиональная направленность (склонности, интересы, отношения, ожидания, установки, мотивы)
· профессиональная компетентность (профессиональные знания, умения, навыки, квалификация);
· профессионально важные качества (внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др.);
· профессионально значимые психофизиологические свойства (энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зрительно-двигательная координация, реактивность и т.д.)
Мониторинг является эффективной технологией, обусловливающей профессиональное развитие и саморазвитие личности. Его результаты выступают в качестве информационной основы принятия управленческих решений и проектирования профессионального роста и карьеры специалистов.
Контрольные вопросы
1. Что понимают под мониторингом в педагогике?
2. Что может выступать в качестве объектов мониторинга в системе образования?
3. В чем достоинства и недостатки метода текущего наблюдения при мониторинге?
4. Какие существуют формы мониторинга?
5. Какие задачи ставятся при мониторинге профессионально-образовательного процесса?
6. С какой целью проводится мониторинг профессионального развития личности?