Под механизмами воспитания понимают те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. В этой части лекции будут рассмотрены основные механизмы воспитания (кратко описываются механизмы, задачи и позиция педагога, использующего данный механизм):
· Идентификации.
· Драматизация.
· Осознавание.
· Сублимация.
· Вытеснение, изгнание образа.
1. Идентификация:
Механизм идентификации: отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса:
а) интериоризация – принятие внутрь себя.
б) самопроекция – выведение наружу, результат – проекция, внешний образ
Этапы идентификации:
§ идентификация с самим собой, со своим телом (например, формирование ‘я’ образа у ребенка, желание смотреться в зеркало с целью изучения своего внешнего облика)
§ идентификация с полом (дети стараются быть похожими на родителей)
§ идентификация с социальными ролями.
|
|
Задачи педагога:
· организация воспитывающей среды.
· перевод социальной ситуации развития в педагогическую.
Драматизация – внутренняя переработка образов. Осуществляется на двух уровнях – реагирование и переживание.
Переживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально – окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни. Чувства – переживание своего отношения. Эмоции – это форма выражения чувств. Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям детей, он может организовать этот процесс. И тогда драматизация – процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета)
Переживание ведет к созданию нового образа.
Условия создания нового образа:
§ среда
§ личность педагога (проявляет образы, сталкивает, корректирует, выявляет и переконструирует, помогает осознать)
§ создание напряженной эмоциональной ситуации;
§ блокирование, задержка реакции педагога (пример с методом отсроченного воздействия у Макаренко – дает ребенку время самому разобраться в поступках)
Приемы инициирования драматизации:
· театрализация – ребенок получает роль (создание детского театра);
· расширение среды (автостоп, организация экскурсий);
· групповая деятельность (общественная деятельность) Позиции педагога – внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия – сопереживание другому.
Осознавание – установление связи между объектами и образами на уровне вербализации (выведение наружу через слово).(Например, проведение в лагерях вечерних огоньков, где обсуждается прожитый день, в т. ч. поступки детей)
|
|
Этапы:
§ выявление;
§ овладение – присвоение;
§ управление;
§ контроль и ответственность за выбор.
Для вербализации необходим диалог
Диалог – это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. Диалог культур, логик, голосов (Курганов). Внутренний диалог – рефлексия – анализ и осмысление своих действий.
Уровни рефлексии:
· самопознание;
· ты – в отражении других;
· приведение в соответствие мнения окружающих о тебе и самомнения, конгруэнтность.
Задача педагога: организовать диалог, стимулировать к обмену точками зрения.
Позиции педагога: друг – собеседник; коммуникация строиться как двухсторонний об межличностный контакт; воздействие носит характер взаимной открытости обращенный, к ценностям, личностным смыслам воспитанника и воспитателя Позиции воспитателя по Роджерсу:
§ Эмпатическое понимание;
§ Открытость личному опыту;
§ Доверие к возможностям, способностям воспитанника;
§ Искренность в выражении своих чувств.
Сублимация – психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Превращение, трансформация, разрешение, разрядка. Не запрет, а легализация инстинктов культурной форме (компьютер, спорт, активные виды отдыха).
Задачи педагога: предлагает культурные формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор.
Позиция педагога: понимание, наблюдение оценивание. Это освоение нового способа жизнедеятельности (например, шефская работа).
Вытеснение, изгнание образа осуществляется на трех уровнях
· недопускание к осознанию, блокировка образа;
· осознание и логичное принятие решения о его вытеснении;
· аннулирование действия (через изоляцию считаем это неважным).
Виды аннулирования:
§ запрет;
§ запрет коллектива;
§ табу;
§ ритуал;
§ прощение с последующим забвением.
Позиция педагога: сопричастность, обращенная к ценностям, психотерапия.
Задачи педагога: переключение на другой вид деятельности, разъяснение, запрещение в связи с угрозой для жизни, прощение.
Выделяют следующие механизмы социализации:
а) самоограничения (если человеку кажется, что его достижения менее значительны, самоуважение понижается, даже прекращает деятельность)
Задача педагога: взаимопонимание, осознание ребенком, вера в успех, + подкрепление, такт.
б) интеллектуализация (человек переживает страх и тревогу, абстрактно рассуждая о ситуации, а не разрешает ее).
Рационализация – изобретение логичных рассуждений для ложного объяснения своих психических состояний, неудовлетворение потребностей. Разочарование, тревога, неудача – отсюда и агрессивность, раздражение.
Виды рационализации – дискредитация цели, самодискредитация и самообман – при выборе цели (переоценил себя), вариативность (говорит, что не имел выбора).
Задачи педагога:
· включение в разнообразную деятельность (где-то будет успех)
· Рефлексия совместная (поиск истины);
· Знать механизмы и использовать эти знания при организации деятельности
Понимание механизмов воспитания необходимо каждому педагогу для своей деятельности при организации педагогического процесса