Одной из важнейших задач управленческого учета является калькулирование продукции. Себестоимость продукции – это выражение в денежной форме затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции (р., у.) организации складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (р., у.) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и продажу.
Себестоимость продукции – это качественный показатель, в котором отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются ОФ, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится организации.
В зависимости от того, какие затраты включают в себестоимость продукции, в отечественной экономической литературе выделяют след.ее виды:
- цеховая – включает прямые затраты и общепроизводственные расходы, она характеризует цеха на изготовление продукции;
|
|
- производственная – состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов; она свидетельствует о затратах организации, связанных с выпуском продукции;
- полная себестоимость – производственная себестоимость, увеличенная на сумму коммерческих и сбытовых затрат. Этот показатель интегрирует общие затраты организации, связанные как с производством, так и с реализацией продукции.
В соответствии с м/нар стандартами Бух отч-ти:
- в производственнуюСс д. включаться только производственные издержки: прямые трудовые затраты, прямые материальные затраты и общепроизводственные расходы;
полнаяСс состоит из производственной Сс, коммерческих и административных (общехозяйственных) расходов.
Также различают индивидуальную и среднеотраслевую СС.
Индивидуальная свидетельствует о затратах конкретной организации по выпуску продукции;
Среднеотраслевая – характеризует средние по отрасли показатели затрат на производство данного изделия.
Также существует плановая и нормативнаяСс.
В расчеты плановойСс включаются МАХ допустимые затраты организации на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период.
ФактическаяСс характеризует размер действительно затраченных средств на выпущенную продукцию.