Анализ «затраты – объем – прибыль» (CVP-анализ) – это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручка, объем производства и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля.
Взаимосвязь «затраты – объем – прибыль» может быть выражена формулой:
Выручка от реализации | = | Переменные затраты | + | Постоянные затраты | + | Прибыль. |
Критическая точка (точка безубыточности) – это та точка, в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам:
Анализ безубыточности производят тремя способами:
Алгебраическим
Маржинального дохода
Графическим.
Пример. Индивидуальный предприниматель планирует продавать товар на рынке. Приобрести он его может по 50 руб. Продать по 90 руб. Ежемесячный платеж за торговое место составляет 2 тыс. руб. Сколько товара нужно продать, чтобы получить хотя бы нулевую прибыль.
Решение.
Предварительно разделив издержки на постоянные и переменные, любой отчет о Прибылях и убытках можно представить в следующем виде:
ИЛИ
Выручка Цена х количество
Переменные затраты Переменные затраты на ед. х количество
Маржинальный доход Марж. Доход на ед. х количество
Постоянные затраты Постоянные затраты
Прибыль Прибыль