«Основы менеджмента»
1. Рыночные реформы и смена парадигм организации управления в современной России.
2. Менеджмент как управленческий труд и форма социального управления.
3. Менеджмент предприятия как управляющая подсистема разновидности общественной системы (организации).
4. Менеджмент как управляющая подсистема предприятия, выступающего субъектом рыночных отношений.
5. Соотношение менеджмента, предпринимательства и собственности.
6. Взаимосвязь менеджмента предприятия и государственного регулирования рыночной экономики.
7. Общая, производственная и управленческая организационные структуры предприятия.
8. Организация предприятия как система управления (самоуправляющаяся система). Внутренняя среда и внешняя среда организации, ее основные элементы.
9. Модель организации (предприятия) как объекта управления: закрытая и открытая системы.
10. Организация как общественная система и объект менеджмента. Структура, функционирование и жизненный цикл организации.
11. Личный фактор производства и трудовая активность работников предприятия как основная сфера управляющего воздействия менеджмента организации (предприятия).
12. Миссия, цели и задачи менеджмента организации (предприятия).
13. Типология целей организации и предъявляемые к ним требования.
14. Дерево целей как инструмент развертывания и соподчинения целей менеджмента. Концепция управления по целям в менеджменте и ее применение в экономике.
15. Системно-комплексный и программно-целевой подходы в менеджменте предприятия.
16. Методы менеджмента в сфере управления предприятия (организационные, экономические, административные и социально-психологические).
17. Решения в процессе менеджмента организации (предприятия): сущность, содержание и классификация. Планирование, подготовка и принятие управленческого решения.
18. Организация реализации принятого управленческого решения как основная функция менеджмента предприятия.
19. Мотивация персонала как основная функция менеджмента в сфере управления предприятия.
20. Контроль хода выполнения принятого управленческого решения как основная функция менеджмента в сфере управления предприятия.
21. Координация и регулирование как функции менеджмента в сфере управления предприятия. Уровни и виды регулирования.
22. Организационные структуры управления, их виды.
23. Линейная и функциональная организационные структуры управления: преимущества, недостатки, сферы применения.
24. Линейно-функциональная и линейно-штабная организационные структуры управления: преимущества, недостатки, сферы применения.
25. Дивизионная организационная структура управления: преимущества, недостатки, сферы применения.
26. Матричная и программно-целевая организационные структуры управления: преимущества, недостатки, сферы применения.
27. Централизация и децентрализация организационных структур управления.
28. Менеджмент и организационное развитие (изменения). Формальная и неформальная структуры организации.
29. Традиционное и инновационное управление организацией. Задачи и принципы инновационного менеджмента.
30. Коллектив, личные взаимоотношения и неформальная структура организации.
31. Руководитель в системе менеджмента.
32. Администраторство и лидерство в системе менеджмента организации.
33. Стили руководства в системе менеджмента организации.
34. Управленческая культура в системе менеджмента организации.
35. Структура и содержание стратегического менеджмента как процесса.
36. Стадии, факторы и процесс выбора стратегии предприятия.
37. Система планов функционирования и развития организации.
38. Оперативное (текущее) и тактическое (среднесрочное) планирование функционирования организации и его связь со стратегическим планированием.
39. Стратегическое (долгосрочное) планирование развития организации в системе стратегического менеджмента как процесса.
40. Использование сценарного метода и анализ внешней среды в стратегическом менеджменте организации.
41. Базовые стратегии развития организации и процесс их выбора.
42. Стратегии организации на основе матрицы БКГ «возможности по товарам/рынкам».
43. Опыт управления фирмами в странах Западной Европы и возможности использования его в российских условиях.
44. Опыт управления в США и возможности его использования в условиях современной России.
45. Опыт управления на предприятиях Японии и возможности его использования в российских условиях.
46. Сравнительный анализ систем подготовки и переподготовки менеджеров в России и развитых зарубежных странах.
47. Менеджмент как результат исторического развития рыночной экономики и индустриальной модели производства.
48. Школа научного управления (технократическая) как этап в развитии менеджмента.
49. Административная классическая школа управления как этап в развитии менеджмента.
50. Школа человеческих отношений как этап в развитии менеджмента.
51. Школа количественного подхода к управлению как этап в развитии менеджмента.