В исследовании принимали участие ученики восьмых классов: два класса – экспериментальная группа, два класса – контрольная группа (76 человек – экспериментальная группа, 62 - контрольная). Контрольная группа обучалась традиционным способом (рассказ показ, обучение элементам). Работа в экспериментальной группе велась таким образом, чтобы научить учеников оценивать правильность выполнения элементов волейбола. Для этого необходимо было выделить в целостном действии отдельные элементы и найти в них точки контроля (последовательность педагогических действий над формированием самооценки школьников описана выше: см. «алгоритм формирования самооценки двигательного действия»).
В итоге получились следующие данные (таблица 1).
Таблица 1
Среднее количество ошибок при выполнении самооценки элементов техники игры в волейбол в экспериментальной и контрольной группах
Элементы | Экспериментальная группа (n =76) | Контрольная группа (n =62) | t | p | ||||
X | G | m | X | G | m | |||
Нижняя передача | 0,62 | 0,62 | 0,07 | 1,06 | 0,64 | 0,08 | 4,0 | <0,0001 |
Верхняя передача | 0,49 | 0,62 | 0,07 | 1,0 | 0,64 | 0,08 | 4,64 | <0,0001 |
Нападающий удар | 0,55 | 0,62 | 0,07 | 0,9 | 0,86 | 0,11 | 2,69 | <0,01 |
Нижняя прямая подача | 0,54 | 0,83 | 0,1 | 0,87 | 0,64 | 0,08 | 2,54 | <0,01 |
Верхняя передача | 0,68 | 0,62 | 0,07 | 0,89 | 0,64 | 0,08 | 1,91 | <0,03 |
(Достоверность различий определялась по: Справочник по прикладной статистике. В 2-х т. Т. 2: Пер. с англ. / Под ред Э. Ллойда, У. Ледермана, С.А. Айвазяна, Ю.Н. Тюрина. – М.: Финансы и статистика, 1990. – С. 493-500).
|
|
Из представленных в таблице результатов видно, что ученики экспериментальной группы сделали меньше ошибок при оценивании своей техники элементов волейбола, чем ученики контрольной группы.
Выводы:
1. Создание на уроках физической культуры условий для поиска наилучших вариантов решения двигательной задачи, сравнения этих вариантов, нахождение отличий и сходств в выполнении элементов целостного действия, постановка учащегося в положение оценивающего другого, а потом и себя, приводит к формированию самооценки.
2. Ученики экспериментального класса в при самооценке техники элементов волейбола оценили себя более объективно, чем контрольная. Число ошибок при самооценке в экспериментальной группе на достоверно значимом уровне отличается от количества таких учеников в контрольной группе (0,03 > р > 0,00001).