НОАНО ВПО СИБиУ

О.В.Богданова

Административное право

Учебное пособие

Самара

НОАНО ВПО СИБиУ

2014

ББК

 
УДК

Печатается по решению

редакционно-издательского совета НОАНО ВПО

«Самарский институт бизнеса и управления»

Рецензенты:

 
Богданова О.В.. Административное право: Учебное пособие / О.В.Богданова - Самара: Изд-во НОАНО ВПО СИБиУ, 2014. – с.

В учебном пособии рассматриваются вопросы общей части административного права Особое внимание уделяется изучению административно-правового статуса физических и юридических лиц. В учебном пособии рассматриваются также вопросы административной ответственности в сфере материального и процессуального права.

Предназначается для студентов гуманитарных направлений, изучающих административное право.

ББК
УДК
  © О.В. Богданова, 2014
© НОАНО ВПО «Самарский институт бизнеса и управления», 2014

Оглавление

Предисловие………………………………………………………………

Глава 1 Административное право в правовой системе Российской Федерации………………………………………………………………………..

§ 1 Предмет административного права…………………………………

§2. Метод административного права……………………………………

Контрольные вопросы……………………………………………………

Глава 2 Система и источники административного права……………..

§1 Система административного права………………………………….

§2 Источники административного права……………………………….

Контрольные вопросы……………………………………………………

Глава 3 Административно-правовой статус человека и гражданина как субъекта административного права…………………………………………….

§ 1 Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина…………………………………………………………………………

§2 Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти…….

§3 Обращения граждан……………………………………………………

Контрольные вопросы…………………………………………………….

Глава 4 Административно-правовой статус общественных объединений граждан как субъектов административного права ………………………………

§ 1 Понятие и виды объединений граждан…………………………………

§2 Понятие и основы административно-правового статуса общественных объединений………………………………………………………

§3Общественные объединения как субъекты административно-правовых отношений……………………………………………………………..

Контрольные вопросы…………………………………………………….

Глава 5 Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция ………………………

§1. Федеральные органы исполнительной власти: статус, полномочия, система………………………………………………………………………………

§2. Система органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов РФ…………………………………………………………

Контрольные вопросы……………………………………………………….

Глава 6 Административно-правовой статус муниципальных органов, предприятий и учреждений ……………………………………………………

§1 Система и правовой статус муниципальных органов

§ 2 Понятие, виды и административно-правовой статус предприятий и учреждений…………………………………………………………………………

Контрольные вопросы………………………………………………………

Глава 7 Государственные и муниципальные служащие как субъекты административного права…………………………………………………………

§1 Государственная и муниципальная служба: правовые основы, понятие, система……………………………………………………………………

§3 Государственный и муниципальный служащий: признаки и классификация……………………………………………………………………..

§4 Поступление на службу и способы замещения должностей на государственной гражданской и муниципальной службе……………………….

§5. Прохождение службы и аттестация государственных гражданских и муниципальных служащих………………………………………………………..

§6 Дисциплинарная и материальная ответственность государственных и муниципальных служащих………………………………………………………..

Контрольные вопросы………………………………………………………

Глава 8 Административное правонарушение как основание административной ответственности………………………………………………

§ 1 Понятие и особенности административной ответственности……….

§ 2 Понятие административного правонарушения, его состав………….

§3 Обстоятельства, исключающие административную ответственность…………………………………………………………………….

Контрольные вопросы………………………………………………………

Глава 9 Виды административных правонарушений………………………

§ 1 Классификация административных правонарушений………………..

§ 2 Административные правонарушения, посягающие на права граждан……………………………………………………………………………..

§ 3 Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность…………………………………………………………………….

§ 4 Административные правонарушения в области охраны собственности………………………………………………………………………

§ 5 Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения……………………………………………………………………………

Контрольные вопросы……………………………………………………….

Глава 10 Административные наказания……………………………………

§1 Виды административных наказаний…………………………………..

§ 2 Общие правила назначения административного наказания…………

§3 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность……………………………………………………………………

Контрольные вопросы……………………………………………………..

Глава 11 Производство по делам об административных правонарушениях…………………………………………………………………..

§ 1 Возбуждение дела об административном правонарушении…………

§ 2. Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях…………………………………..

§ 3 Участники производства по делам об административных правонарушениях…………………………………………………………………

Контрольные вопросы………………………………………………………

Библиографический список………………………………………………..

Интернет-ресурсы………………………………………………………….

Предисловие

Учебная дисциплина "Административное право" предусматривает изучение административно-правовых норм и регулируемых ими общественных отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти.

В современных условиях значение административного права возрастает, так как его нормами регламентируются, и охраняется значительная часть общественных отношений, возникающих между органами (должностными лицами) исполнительной власти и гражданами, юридическими лицами, предпринимателями, в процессе реализации их прав, обязанностей, свобод и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности.

Цель учебного пособия - оказать помощь студентам и другим заинтересованным лицам в изучении основных понятий, положений и институтов административного права на современном этапе развития нашего государства.

Учебное пособие подготовлено на основе положений Конституции Российской Федерации и действующего законодательства. Предлагаемое учебное пособие структурно построено таким образом, чтобы дать основные знания по общей части административного права.

Глава 1 Административное право в правовой системе Российской Федерации

§ 1 Предмет административного права

Административное право является одной из ведущих отраслей рос­сийского права. Оно регулирует широкие области государственной и общественной жизни.

В современных условиях вопрос о предмете административного права имеет особое значение. Вопрос о предмете административного права тесно связан с проблемами исполнения конституционных норм о правах и свободах граждан, общественных объеди­нений, с проблемами построения системы органов исполнительной власти, деятельности публичной администрации, федерализма, роли государства в области экономики, социально-культурной адми­нистративно-политической сферах и т. д.

Административное право призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекра­щаются в области государственного управления, в сфере деятельности публичной администрации. Данная отрасль права регулирует отноше­ния с участием большого круга субъектов. К ним относятся граждане, органы публичной власти, организации любых форм собственности. Именно административное право закрепляет обязанности и права уча­стников этих отношений, их властных и невластных субъектов. Очень часто подобные отношения называют управленческими. Латинский термин «administracio» стал средством характеристики определенного вида деятельности — управления.

Термин «государственное управление» долгое время употреблялся в нашей стране и рассматривался как конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти. Принятая в 1993 г. Конституция РФ от этого термина отказалась, однако в ней появился новый термин — «исполнительная власть». В связи с этим термин «го­сударственное управление» практически перестал употребляться. Однако практика показала, что государство не противоречит рыночной экономике. В современных условиях именно государство призвано осуществлять экономическую и социальную политику. Од­нако государственное управление, которое было характерно для совет­ского периода, значительно отличается от нынешнего, что связано с изменившимися условиями жизни общества. Понятие «государст­венное управление» уже не связывается с понятием «административ­ное подчинение», а является более многогранным и проявляется в нор­мативно-правовом регулировании, координации, содействии и т. д.

Государственное управление можно рассматри­вать как подзаконную, юридически властную организующую деятель­ность. Так, у законодательной ветви власти есть свой вид деятельности — нормо­творчество; у судебной — правосудие. Исполнительная ветвь государ­ственной власти наделена таким видом деятельности, как государствен­ное управление.

Конституция РФ 1993 г. впервые закрепила на уровне основного закона принцип разделения властей. За прошедшие столетия этот принцип вы­держал испытание временем и занимает ведущее место в конституцион­ном конструировании властных структур.

С принятием Конституции РФ исполнительная ветвь власти была официально признана. Ее функции связаны с практической реализаци­ей законов. Это ее основное предназначение, и в этом плане она являет­ся самостоятельной ветвью, так как наделена только ей присущими функциями и компетенцией. В то же время она не находится в отрыве от других ветвей власти — законодательной и судебной, тесно с ними кон­тактируя, взаимодействуя. Все ветви власти в целом представляют со­бой единую государственную власть в стране, являются непременными атрибутами государственно-властного механизма.

Исполнительная ветвь власти имеет свой собственный вид деятельности — государственное управление.

Административное право имеет особое назначение в механизме правового воздействия на общественные отношения. Оно призвано ре­гулировать особую группу общественных отношений, а именно отношений, складывающихся по поводу реализации функций государствен­ного управления.

Эти отношения можно классифицировать в зависимости от участников данного рода отношений. В этом случае необходимо выделить следую­щие отношения, которые возникают:

1) между соподчиненными субъ­ектами исполнительной власти (например, Правительством РФ и Ми­нистерством здравоохранения и социального развития РФ);

2)между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящи­мися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, ми­нистерство — министерство);

3)между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государст­венными предприятиями, учреждениями, организациями;

4)между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами сис­темы местного самоуправления;

5)между субъектами исполнительной власти и коммерческими структурами; 6) между субъектами исполни­тельной власти и общественными объединениями;

7)между субъекта­ми исполнительной власти и религиозными организациями;

8)между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Другая классификация отношений возможна с учетом государст­венного устройства России. Здесь выделяются управленческие отноше­ния, которые возникают:

1) между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

2) между органами исполнительной власти различных однопорядковых субъектов Федерации (например, между правительствами двух республик, входящих в состав Российской Федерации;

3)между орга­нами исполнительной власти разноуровневых субъектов Федерации, например администрациями края и входящего в. его состав автономного округа.

Третья классификация возможна применительно к направлениям административной деятельности. Здесь выделяются следующие груп­пы управленческих отношений, связанных:

1) с подготовкой и приня­тием нормативных правовых актов;

2) с функциями по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органа­ми местного самоуправления, их должностными лицами, юридически­ми лицами и гражданами установленных общеобязательных правил поведения;

3) с функциями по управлению государственным имущест­вом;

4) с функциями по оказанию государственных услуг.

В административно-правовых отношениях в качестве одной из сто­рон всегда присутствует орган исполнительной власти или его предста­витель как специальный субъект подобного рода отношений. Без этого участника данные правоотношения не возникают.

Все вышеизложенное дает основание для определения предмета ад­министративного права как совокупности общественных отношений, возникающих, развивающихся и прекращающихся в сфере функциони­рования субъектов исполнительной власти и осуществления админист­ративного судопроизводства, а также в связи с осуществлением иными государственными органами внутриорганизационной деятельности управленческого характера. Несмотря на разнообразие отношений, регулируемых администра­тивным правом, в настоящее время приоритетной является сфера отно­шений, которые возникают между публичной администрацией и граж­данами.

§2. Метод административного права

Если предмет правового регулирования является основным критерием выделения отраслей права, то метод правового регулирования является дополнительным критерием деления права на отрасли. Методы правового регулирования представляют собой определен­ные средства, способы регулирующего воздействия норм соответствую­щей отрасли права на определенные общественные отношения, пред­ставляющие ее предмет.

К наборам правовых средств, используемых отраслями права, относятся предписания, запреты и дозволения.

Предписания представляют собой возложение прямой юридиче­ской обязанности совершать те или иные действия в условиях, преду­смотренных нормой права.

Запреты — это возложение прямой юридической обязанности не со­вершать какие-либо действия, предусмотренные нормой права.

Дозволения выражены в юридическом разрешении совершать те или иные действия, предусмотренные нормой права, или воздерживать­ся от их совершения по своему усмотрению.

Все обозначенные юридические возможности могут быть использо­ваны различными отраслями права как по отдельности, так и в совокуп­ности. Однако отрасли права имеют определенное тяготение к той или иной форме. Так, гражданское право со свойственной ему диспозитивностью тяготеет к дозволениям, уголовное право — к запретам, а адми­нистративное право со свойственной ему императивностью — к предпи­саниям.

Вместе с тем это совершенно не означает, что административное право не использует в качестве средств правового воздействия запреты или дозволения. Если мы обратимся к Федеральному закону «О госу­дарственной гражданской службе Российской Федерации», то увидим, что в нем содержатся запреты и ограничения, связанные с государствен­ной службой.

Так, гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

В административном праве используются дозволения. Например, на­рушено право гражданина в сфере избирательного права (отказ в ознакомлении со списком избирателей). В этом случае гражданин имеет право обратиться с жалобой в вышестоя­щую инстанцию, а затем, если его не удовлетворило решение, вынесенное этой инстанцией, он имеет право обратиться в суд либо вообще никуда не обращаться.

Несмотря на то что административное право как отрасль россий­ского права может использовать в качестве средств правового регули­рования запреты и дозволения, основной юридической возможностью для данной отрасли являются предписания — правовые средства распо­рядительного типа.

Данный способ правового регулирования характе­ризует положение сторон в общественном отношении. Он основывает­ся на неравенстве сторон, на разном объеме юридически властных пол­номочий. Одна из сторон, которая действует юридически властно (управляющая), обладает большим объемом полномочий по сравнению с другой стороной административно-правовых отношений (управляе­мой). Например, в от­ношениях между Правительством РФ и Министерством экономического развития и тот, и другой участник этих отношений наделен юридиче­ски властными полномочиями, однако объем полномочий Правительст­ва РФ как органа общей компетенции, возглавляющего исполнительную власть в стране, намного больше, чем указанного министерства.

Эти отношения строятся по принципу «власть — подчинение», а метод можно назвать методом властных пред­писаний. В подобного рода отношениях вопросы решаются по воле той стороны, которая действует юридически властно, т. е. наделена боль­шим объемом властных полномочий по отношению к другой стороне (участнику административно-правовых отношений).

Круг субъектов административного права достаточно разнообразен. Выделяются субъекты индивидуальные и коллективные.

В качестве первых выступают граждане Российской Федерации, иностранные гра­ждане и лица без гражданства, государственные служащие. Ко вторым относятся разнообразные объединения граждан. Обобщенно их можно назвать организациями. Они могут быть государственными и негосу­дарственными.

Государственные — это органы исполнительной власти, государственные предприятия, учреждения и т.д.; негосударствен­ные — это различного рода общественные объединения, религиозные организации, коммерческие структуры, органы местного самоуправле­ния и т. д.

Таким образом, субъектами административного права явля­ются физические лица, организации, как имеющие статус юридическо­го лица, так и не имеющие его, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками административно-правовых отношений.

Контрольные вопросы

1. Какие органы государства осуществляют государственную административную деятельность?

2. Каковы характерные черты исполнительной (административной) власти как ветви государственной власти?

3. Каковы особенности метода административного права по сравнению с другими отраслями права?

4. Каковы особенности субъектов административного права по сравнению с субъектами других отраслей права?

Глава 2 Система и источники административного права

§1 Система административного права

Административное право регулирует широкий круг общественных отношений. Для обеспечения единства и одновременно дифференциации административно-правовых норм необходима их систематизация.

Единство правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, достигается путем их группировки в самостоятельные правовые институты. В административном праве их много (институты субъектов административного права, государственной службы, правовых актов управления, административного принуждения и др.). Таким образом, система административного права – это единство и дифференциация административно-правовых норм, однородные группы которых образуют взаимосвязанные административно-правовые институты.

Вместе с тем правовые институты также можно группировать. Поскольку есть группы норм административного права, регулирующие управленческие отношения, связанные с особенностями какой-либо сферы деятельности государства, и группы норм, устанавливающих общие принципы государственного управления и реализации исполнительной власти, характерные для всех административно-правовых отношений, постольку институты административного права можно систематизировать и по этому признаку.

В соответствии с названным признаком в юридической литературе принято разделять две части административного права: Общую и Особенную.

К Общей части относятся группы норм, закрепляющие:

а) основные принципы государственного управления;

б) правовое положение субъектов административного права;

в) основы государственной службы;

г) формы и методы государственно-управленческой деятельности и реализации исполнительной власти;

д) способы и порядок обеспечения законности в государственном управлении.

К Особенной части относятся группы норм, осуществляющие:

а) государственное управление в сфере хозяйственной деятельности;

б) государственное управление в социально-культурной сфере (образование, культура, наука, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.);

в) государственное управление в сфере административно-политического строительства (оборона, иностранные дела, государственная безопасность и т. д.).

Учеными-административистами выдвигаются предложения и об отдельной систематизации административно-процессуальных норм, которые в настоящее время «растворены» в Общей и Особенной частях, т. е. о создании третьей части административного права – процессуальной. Однако пока данное предложение своего законодательного закрепления не нашло. Сегодня принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих лишь отдельные виды административных производств, другие подобные акты находятся в стадии разработки.

Систематизация административного права имеет не только теоретическое, но и практическое значение: она помогает правильному пониманию содержания административно-правовых норм, способствует решению задач унификации и кодификации административного права.

Рассмотрев структуру административного права, необходимо затронуть вопрос места административного права как отрасли права в правовой системе России. Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституционным правом. Именно конституционное право определяет понятие, основные принципы организации и функционирования исполнительной власти, правовые основы их взаимодействия с другими видами государственной власти; именно конституционное право закрепляет права и свободы человека и гражданина, реализация значительной части которых осуществляется в рамках административно-правовых отношений.

Вместе с тем административное право тесно соприкасается с гражданским правом, также в ряде случаев регулируя имущественные отношения или используя гражданско-правовые методы.

Прослеживается тесная взаимосвязь административного права с трудовым – по урегулированию отношений, касающихся государственной службы. Где проходит граница административного права с финансовым, земельным, природоохранительным, определить очень сложно, поскольку правоотношения в этих областях зачастую регулируются нормами административного права и административно-правовыми средствами. По своей сути административное право взаимодействует практически со всеми отраслями права правовой системы России. Это объясняется прежде всего широким кругом правоотношений, регулируемых нормами административного права.

§2 Источники административного права

Под источниками административного права пони­маются

формы, в которые облекаются нормы административного права. Это нормативные правовые акты различных органов государствен­ной власти и местного самоуправления. Для административного права характерно на­личие большого количества источников права, т.к. оно регулирует очень широкую сферу обществен­ных отношений, в которой задействовано большое количество власт­ных структур, наделенных правом принимать различного рода норма­тивные правовые акты.

На основе этих актов устанавливается и обеспечивается админист­ративно-правовой статус субъектов административного права; осуще­ствляется административно-правовое регулирование в сфере эконо­мики, социально-культурной сфере, а также государственное управле­ние в области обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, юстиции; применяются меры административной ответственности и т. д.

Для правовой регламентации деятельности управленческой сфе­ры требуется большое количество законов и актов подзаконного ха­рактера.

Все источники административного права можно разделить на три вида.

I. Нормативные правовые акты федерального уровня.

II. Нормативные правовые акты, издаваемые в субъектах Россий­ской Федерации.

III.Международно-правовые источники административного права.

Рассмотрим все представленные группы.

I. Нормативные правовые акты федерального уровня.

1. Конституция Российской Федерации.

Это законодательный акт высшей юридической силы, который яв­ляется источником многих отраслей права, в том числе административ­ного.

Среди конституционных норм есть такие, которые напрямую связа­ны с административным правом. Это нормы, устанавливающие права и свободы человека и гражданина, например право граждан на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ); право граж­дан на проведение публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ); право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ); право на подачу обращений (ст. 33 Конституции РФ); право на свободу пере­движения, выбор места пребывания и места жительства (ст. 27 Консти­туции РФ) и ряд других. Административно-правовая направленность этих норм связана с законодательным регулированием органов испол­нительной власти в их осуществлении. При реализации обозначенных прав граждане чаще всего вступают в отношения с органами исполни­тельной власти, их должностными лицами. Регулируются эти отноше­ния различного рода законами и актами подзаконного характера, кото­рые развивают положения Конституции РФ.

Важную группу конституционных норм составляют нормы, касаю­щиеся вопросов системы и структуры федеральных органов исполни­тельной власти; закрепляющие единство системы исполнительной вла­сти, разграничение предметов ведения и полномочий между Россий­ской Федерацией и ее субъектами; устанавливающие статус, порядок формирования, компетенцию и формы деятельности Правительст­ва РФ.

2. Законодательные акты Российской Федерации.

А. Федеральные конституционные законы. Например, Федераль­ные конституционные законы: от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»; от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положе­нии»; от 30 января 2002 г. «О военном положении» и ряд других. Эти законодательные акты обладают высшими юридическими свойствами, их административно-правовые нормы имеют важное значение и состав­ляют основу административного права.

Б. Федеральные законы. В качестве примера можно выделить Фе­деральные законы: от 6 октября 1999 г. «Об об­щих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации»; от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировани­ях»; от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях» и др.

Эти акты содержат адми­нистративные правовые нормы, регламентирующие важные институты административного права. Среди них особое место занимают акты ко­дифицирующего характера.

Важнейшим кодифицированным источником административного права является Кодекс РФ об административных правонарушениях, являющийся основным источником административного права. К данной группе актов относятся также Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и ряд др.

3. Нормативные правовые указы Президента РФ.

По юридической силе они стоят ниже законов, издаются их основе и во исполнение, и носят подзаконный характер.

Несмотря на то, что по Конституции РФ Президент России не явля­ется главой исполнительной власти, он оказывает на нее большое влия­ние, создавая определенную нормативную правовую базу ее формиро­вания и функционирования. Ярким подтверждением этого являются Указы Президента:

«О структуре федеральных органов исполнительной власти от 25.06.2012г.; «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г.; «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" от 7 мая 2012 г.;

«О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса» от 7 мая 2012 г.; «Об обеспечении межнационального согласия» от 7 мая 2012 г. и др.

Кроме того, в связи с тем, что Президент РФ осуществляет непосредственное руководство рядом федеральных орга­нов исполнительной власти (МО РФ, МВД РФ, МИД РФ, ФСБ и др.), он своими указами утверждает положения об этих органах.

Указами Президента РФ регулируются отдельные вопросы, свя­занные с совершенствованием деятельности в некоторых сферах госу­дарственного управления. Это указы: "О внесении изменений в Положение о порядке прохождения военной службы от 13.11.2012;

"О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел РФ" от 14.10.2012; "Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства"от 19.05.2012; «Об утверждении положения О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» от 14 ноября 2002 г. и др.

4. Нормативные правовые акты Правительства РФ.

Правительство РФ является высшим органом исполнительной вла­сти. Оно возглавляет единую систему исполнительной власти в стране. В ходе реализации своих полномочий Правительство РФ издает поста­новления и распоряжения. В соответствии со ст. 23 Федерального кон­ституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» по­становления Правительства РФ являются актами, носящими норма­тивный характер. Они издаются на основе и во исполнение законов. Посредством этих актов регулируются различные вопросы организа­ции и осуществления деятельности органов исполнительной власти в разнообразных сферах государственного управления.

В качестве примеров можно назвать следующие постановления Правительства: от 15.10.2012 "О переносе выходных дней в 2013 году"; от 14.08.2012 "О порядке предоставления в 2012 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках"; «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год» от 3 ноября 2011 г.; от 22.10.2012 N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"; от 9 августа 2012 г. N 815 «О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей; от 04.02.2013 N 75
"Об утверждении Положения о государственном надзоре в области организации и проведения азартных игр" и др.

Постановлениями Правительства РФ утверждаются положения о федеральных органах исполнительной власти, за исключением тех, которые напрямую подчинены Президенту РФ.

5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти.

В соответствии с законом федеральные министерства могут самостоятельно осуществлять правовое ре­гулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конститу­цией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, феде­ральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

В случаях, установленных указами Президента РФ или постановле­ниями Правительства РФ, федеральные службы и федеральные агент­ства также могут осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленных сферах деятельности.

В качестве примера можно привести приказ Министерства юсти­ции РФ от 4 мая 2007 г. N 88 «Об утверждении разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г «О поряд­ке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нор­мативные правовые акты федеральных органов исполнительной вла­сти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражда­нина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, должны пройти государственную реги­страцию в Министерстве юстиции РФ и быть официально опубликованы.

П. Нормативные правовые акты, издаваемые в субъектах РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 5) субъекты РФ имеют свое законодательство, которое действует в правовой системе Российской Федерации.

Важную роль в качестве источников административного права иг­рают конституции республик в составе Российской Федерации и уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, ав­тономной области и автономных округов. Во всех этих актах содержатся нормы, определяющие полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, полномочия высшего должност­ного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного орга­на государственной власти субъекта РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 76 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ последние осуществляют собственное правовое регу­лирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Россий­ской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между феде­ральным законом и иными актами, изданными в Российской Федера­ции, действует федеральный закон. В случае противоречия между феде­ральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданными вне пределов ведения Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта.

За последние годы в Самарской области, например, было принято много различных законов. Среди них: Закон Самарской области «О Самарской губернской думе (в ред. от 05.05.2012) № 38-ГД;№3-ГД "О мировых судьях Самарской области" (2000 г.); №20-ГД "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, имеющим особые заслуги перед Самарской областью"от 27.02.2001; №45-ГД "Об Уполномоченном по правам человека в Самарской области" от 31.10.2000; №94-ГД "О земле от21.06.2005; №152-ГД "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " от 21.06.2005; №235-ГД "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области" от 12.12.2005; №115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области от 1.11 2007 и др.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных за­конов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правитель­ства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ высшее должно­стное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного орга­на государственной власти субъекта РФ) издает указы (постановления) и распоряжения. Эти акты, а также акты высшего исполнительного орга­на государственной власти субъекта РФ, принятые в пределах их полно­мочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ

Среди таких актов можно выделить, например, Распоряжение
Губернатора Самарской области от 22.08.2014 №446-р «Об установлении в 2014 году вознаграждений педагогам дополнительного образования и учителям образовательных организаций в Самарской области, подготовившим победителей и призеров регионального и заключительного
этапов всероссийской олимпиады школьников в 2013/14 учебном год»; Распоряжение Губернатора Самарской области от 08.05.2014 №237-р «О предоставлении Губернских грантов (субсидий) в области культуры и искусства за второе полугодие 2014 года»; Постановление Правительства Самарской области от 22.08.2014 №516 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию проектов, направленных на признание мировым научным сообществом уровня достижений научных школ региона»; Постановление Правительства Самарской области от 20.08.2014 №509 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 14.11.2013 №621 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие лесного хозяйства Самарской области на 2014 – 2018 годы и на период до 2022 года» и др.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъ­ектов РФ отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции дос­таточно разнообразны. Это различного рода приказы, инструкции, рас­поряжения и т. п.

К источникам административного права относятся также норма­тивные правовые акты органов местного самоуправления. Наимено­вание и виды правовых актов этих органов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образо­вания.

III. Международные правовые источники административного права.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой сис­темы. Если международным договором Российской Федерации уста­новлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяют­ся правила международного договора. Данное положение включено в Конституцию впервые в истории нашей страны. В связи с приняти­ем данного принципа открылась возможность прямого действия и применения норм международного права различными органами го­сударства.

Следует отметить, что включая в правовую систему международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) не ука­зывает в качестве необходимого условия инкорпорирование ратифика­ции договоров Российской Федерации. Однако на практике в большин­стве случаев речь идет о ратифицированных договорах.

Для административного права значение международно-правовых актов как источников права наиболее проявляется в тех областях адми­нистративно-правового регулирования, где в большей степени необхо­димо согласование национального и международного права. Одна из та­ких важнейших сфер — реализация и защита прав человека. В ст. 17 Конституции РФ говорится, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно об­щепризнанным принципам и нормам международного права и в соот­ветствии с настоящей Конституцией. В соответствующем разделе Конституции (глава 2 «Права и свободы человека и гражданина») за­креплены основные права и свободы, которые получили отражение в различных международно-правовых актах, таких как Конвенция МОТ № 111 О дискриминации в области труда; Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования и др.

Различного рода международные договоры России с другими госу­дарствами, межправительственные соглашения, затрагивающие во­просы экономической, социально-культурной и других сфер, содер­жат разнообразные нормы, в том числе административно-правовой направленности, например, Договор государств — членов СНГ об обме­не аэронавигационной информацией от 25 января 2000 г. и др.

Контрольные вопросы

1. Каковы отличия норм административного права от норм конституционного, гражданского, уголовного права?

2. Какие нормы Конституции РФ являются источниками административного права?

3. Чем отличается общая часть административного права от особенной части?

4. Как соотносятся федеральные административно-правовые нормы и нормы субъектов РФ?

5. Чем обусловлено разнообразие и множество источников административного права?

6. Являются ли источниками административного права акты правосудия?

Глава 3 Административно-правовой статус человека и гражданина как субъекта административного права

§ 1 Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина

Административно-правовой статус личности составляет важней­шую часть общего правового статуса. В административ­но-правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнооб­разные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой праводееспособности. Администра­тивно-правовой статус гражданина — это комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реа­лизации прав и обязанностей.

Нормы административного права о статусе человека и гражданина со­держатся в Конституции РФ, а также в комплексных нормативных пра­вовых и специальных актах. К ним относятся: Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», законы РФ «О праве граждан Россий­ской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; федеральные законы: "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" «О гражданстве Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О воинской обязанности и военной службе», «Об обще­ственных объединениях», «О свободе совести и религиозных организа­циях», Указ Президента РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Россий­ской Федерации на территории Российской Федерации», а также ряд других законов, указов Президента РФ и постановлений Прави­тельства РФ.

Административно-правовое положение граждан определяется объ­емом и характером их административной правосубъектности, которая включает административную правоспособность и административную дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понима­ется способность обладать правами и нести обязанности администра­тивно-правового характера. Она возникает с момента рождения граж­данина и прекращается с его смертью, не может быть отчуждаема и пе­редаваема.

Административная дееспособность — это способность своими дей­ствиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности адми­нистративно-правового характера. Момент ее возникновения законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достижении гра­жданином 18 лет. Частичное появление дееспособности в администра­тивном праве возможно с более раннего возраста. Так, дети дошкольно­го возраста могут сами обращаться к врачу, с 16-летнего возраста, когда наступает административная деликтоспособность, гражданин может быть привлечен к административной ответственности за свои действия.

В формировании и особенно реализации административно-право­вого статуса гражданина значительна роль органов исполнительной власти.

Во-первых, изданные ими правовые акты конкретизируют как конституционные права и обязанности граждан, так и те, которые не яв­ляются производными от конституционного правового статуса гражда­нина, например, утвержденные постановлением Правительства РФ в июле 1995 г. «Правила регистрации и снятия граждан Российской Фе­дерации с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». «Правила оборота служебного и гра­жданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федерации», ут­вержденные постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1993 г. и т. д.

Во-вторых, они издают правовые акты, влияющие на содержание административно-правового статуса, например, приказ руководителя Государственной налоговой службы (сейчас — Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Минфина РФ) от 27 ноября 1998 г. «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также из­менения идентификационного номера налогоплательщика и форм до­кументов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц».

В-третьих, они первично предоставляют опреде­ленные права, например, право на управление транспортным средством, которое выдается представителем ГИБДД.

В-четвертых, они устанав­ливают процедуры реализации прав и обязанностей.

В-пятых, они содействуют гражда­нам в реализации их конкретных прав.

В-шестых, они осуществляют ох­рану прав и свобод граждан.

Следует отметить, что не все права и обязанности человека и граж­данина производны от его конституционного правового статуса. Су­ществует достаточное количество прав, которые находятся за предела­ми конституционного статуса, например, право на управление транс­портным средством, право на донорство крови и замену ее компонентов, право на перемену фамилии, имени и отчества, право на приобретение оружия и др. Таким образом, перечисленные в Консти­туции РФ основные права и свободы не должны толковаться как отри­цание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

§2 Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти

Административные права граждан представляют собой закреплен­ную нормативными правовыми актами возможность совершать опреде­ленные действия, вести себя в дозволенных границах, требовать от дру­гих граждан, государственных органов и их должностных лиц, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав.

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются такие права и свободы, как право на участие в управлении; право на объ­единение; право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование; право на свободу передвижения; право на обращение; право на возмещение государством вреда; право на защиту и т. д.

Право граждан на участие в управлении закреплено в ст. 32 Консти­туции РФ. Участие граждан в управлении может проявляться как непо­средственно (выборы, референдум, участие в работе органов власти), так и через избираемых представителей. Новой нормой для российской Конституции является право граждан на равный доступ к государствен­ной службе, что означает равенство исходных возможностей при посту­плении на государственную службу. В этом также проявляется право граждан на участие в управлении.

В ст. 31 Конституции РФ закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, ше­ствия и пикетирование.

Это право регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировани­ях».

В данном федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

2) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

4) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

5) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;

7) уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;

8) регламент проведения публичного мероприятия - документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа;

9) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, - земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

Право на проведение подобных публичных мероприятий предос­тавляется только гражданам Российской Федерации. Организатором мероприятия может быть гражданин (несколько граждан) Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирова­ний — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие обществен­ные и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по органи­зации и проведению публичного мероприятия. В этой сфере действует уведомительный порядок, суть которого состоит в том, что организатор подает письменное уведомление о проведении публичного мероприя­тия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия мо­жет подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указывают­ся: его цель; форма публичного мероприятия; место проведения, мар­шруты движения участников; дата; время начала и окончания; форма и методы обеспечения общественного порядка, организации медицин­ской помощи; намерение использовать звукоусиливающие технические средства; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; фамилии, имена и отчества лиц, уполномочен­ных организатором выполнять распорядительные функции по органи­зации и проведению мероприятия; дата подачи уведомления. Уведом­ление подписывается организатором и лицами, уполномоченными выполнять распорядительные функции.

Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления имеют право беспрепятственно проводить предва­рительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о време­ни, целях и прочих условиях проведения мероприятия.

Часть 3 ст. 17 Конституции РФ провозглашает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использовать право на проведе­ние публичных мероприятий для насильственного изменения кон­ституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиоз­ной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Публичное меро­приятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени, а при его проведении дол­жен соблюдаться общественный порядок. По требованию представите­лей органов власти публичное мероприятие может быть приостановле­но или прекращено, например, в случае совершения участниками меро­приятия противоправных действии и т. п. Лица, нарушившие порядок организации или проведения мероприятия, а также участия в нем при отсутствии признаков преступления несут административную ответст­венность по ст. 20.2 КоАП РФ.

Изменениями и дополнениями 2012 г., внесенными в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в числе прочего установлено, что:

-организатором публичного мероприятия не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию;

-организатор публичного мероприятия несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участниками публичного мероприятия;

-участники публичных мероприятий не вправе: скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие или похожие на него предметы, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества; иметь при себе и (или) распивать алкогольные напитки; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения;

-время окончания публичного мероприятия изменяется с 23 часов на 22 часа по местному времени.

Данное право граждан регулируется также актами субъектов Федерации. Так, в Самарской области изданы: Закон Самарской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия», Постановление Администрации г.о. Самара «Об установлении норм предельной заполняемости территории (помещения) в местах проведения публичных мероприятий в городском округе Самара». Данные нормативные правовые акты конкретизируют нормы федерального законодательства. Так, указанными региональными актами Самарской области предусматривается, например, что предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях в специально отведенных местах, уведомление о проведении которых не требуется, не должна превышать 150 человек.

Статья 22 Конституции РФ закрепляет право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Под правом личной неприкосновенно­сти понимается гарантированная государством личная безопасность и свобода человека, состоящая в недопущении, пресечении и наказуе­мости посягательств на физическую, нравственную, психическую не­прикосновенность и личную безопасность.

Право на личную непри­косновенность может быть ограничено в отношении тех лиц, которые совершили правонарушение. В ч. 2 ст. 22 Конституции РФ говорится: «Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускает­ся только по судебному решению. До судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов». В соответствии со ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать три часа.

Лицо, в отношении которого ведется производст­во по делу об административном правонарушении; посягающем на ус­тановленный режим Государственной границы РФ и порядок пребы­вания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в тер­риториальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении тамо­женных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонаруше­ния может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. Кроме того, лицо, в отношении которого ведется про­изводство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административ­ный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Право граждан на неприкосновенность жилища закреплено в ст. 25 Конституции РФ. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федераль­ным законом, или на основании судебного решения. Порядок проникновения в жилище в этих случаях регу­лируется, в частности, федеральными зако­нами: «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О судебных приста­вах» и т.д.

Так, в федеральном законе «О полиции» содержатся следующие основные положения:

«1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества…..»

Статья 27 Конституции РФ закрепляет право на свободу передви­жения и свободу выбора места жительства.

Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Феде­рации» полностью соответствует положениям Конституции РФ. Он установил лишь основные правила регистрации граждан по месту пре­бывания и месту жительства. Именно этим Законом была введена новая система регистрации граждан вместо ранее действующей системы прописки.

Федеральный закон исчерпывающе определяет основания возмож­ных ограничений права гражданина на выезд за пределы Российской Федерации:

1) если гражданин осведомлен в сведениях, составляющих государственную тайну;

2) если гражданин призван на военную службу или направлен на альтернативную службу;

3) если гражданин задер­жан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в ка­честве обвиняемого или осужден за совершение преступления;

4) если гражданин сообщил при оформлении документов для выезда заведо­мо ложные сведения;

5) если он уклоняется от исполнения обяза­тельств, наложенных на него судом.

Выезд гражданина за пределы России с целью постоянного прожи­вания или временного пребывания не влечет для гражданина и членов его семьи каких-либо ограничений политических, гражданских, трудо­вых, жилищных и иных прав.

Конституция РФ в ст. 53 провозгласила ответственность государ­ства перед гражданином, подтвердив право каждого на возмещение го­сударством вреда, причиненного незаконными действиями (или без­действием) органов государственной власти и их должностных лиц.

Общие положения об имущественной ответственности сформули­рованы в ст. 16 ГК РФ, где установлено, что убытки, причиненные граж­данину в результате незаконных действий (бездействия) государствен­ных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания актов, не соответствующих закону или иному правовому акту государственного органа или органа местно­го самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

В сфере исполнительной власти реализация гражданами своих субъективных прав предполагает совершение и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: