Институт международно-правовой ответственности - совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между СМП, порождаемые нарушением ими международного обязательства либо причинением ущерба при осуществлении правомерной деятельности, определяющих вытекающие из этих отношений права и обязанности.
Сформулированы 3 базовых принципа межд.-пр. отв-сти государств:
1) всякое межд.-противоправное деяние государства влечет за собой межд. отв-сть этого государства;
2) как межд.-противопр. деяние рассматривается действие либо бездействие, которое может согласно МП присваиваться государству, и которое представляет собой нарушение межд. обязательства этого государства;
3) деяние государства м\б квалифицировано как межд.-противопр. лишь на основании норм МП. На такую квалификацию не может влиять то, что это деяние рассматривается как правомерное согласно внутреннему праву государств.
Одно из существенно важных условий межд. отв-сти государства состоит в возможности присвоения ему того или иного поведения по МП. Цель присвоения - определить, что речь идет о деянии государства.
Государство несет отв-сть за действия его органов и должностных лиц, нарушивших межд. обязательство государства. Государство несет отв-сть за действия любых своих органов, независимо от положения, которое орган занимает в системе государства, какие функции он осуществляет, явл. ли он органом центральной власти или АТЕ государства.
Государство не несет отв-сти за действия ЮЛ и ФЛ. Но если будет установлено, что ФЛ (группа) или ЮЛ действовали под руководством или контролем государства, или если указанные лица факт. осуществляли функции гос. власти в отсутствие или при несост.и офиц. властей, то тогда поведение рассматривается как деяние государства по МП.
Государство несет отв-сть за действия своих органов и должностных лиц, даже если они превышают свои полномочия, установленные внутренним правом. Но если офиц. орган государства, не действуя в пределах своей компетенции, нарушает его межд. обязательство, государство не будет нести ответственность.
Обстоятельства, исключающее ответственность государства:
1) Государство не будет нести отв-сть за противоправные деяния своего органа, нарушившего межд. обязательство, затрагивающее интересы другого государства, если эти деяния были совершены с согласия этого другого государства.
2) Государство не будет нести отв-сть за совершение деяния, нарушающее его межд. обязательство, если оно явилось контрмерой (ответной мерой) на нарушение межд. обязательства со стороны другого государства.
3) Государство не несет отв-сти за совершение деяния, нарушающее его межд. обязательство, если нарушение вызвано появлением непреодолимой силы, не контролируемой государством - форс-мажор.
4) Государство не несет отв-сти за действия лица, нарушившего межд. обязательство, если действия лица были обусловлены состоянием крайней необходимости, и нарушение межд. обязательства было един. способом спасти свою жизнь или жизнь вверенных ему.
5) Не допускаются ссылки на состояние необходимости как основание освобождения от отв-сти, кроме случаев когда деяние явилось единственным средством защиты сущ. интересов государств от большой и неминуемой опасности и не нанесло серьезного ущерба существенному интересу государства (государств) или межд. сообщества в целом.
6) Если государство действует в пределах самообороны, то противоправность его деяний исключается. Право на самооборону возникает, если на государство совершено нападение или осуществлен акт агрессии, а также, если эти противоправные акты совершены в отношении другого государства, находящегося в договорных отношениях с ним.