Охрана земель

Охрана и защита земель – разные понятия. Законодатель отказался от легального определения охраны земель.

Охрана земель характеризуется тремя категориями:

1. сохранение земель;

2. восстановление земель;

3. улучшение благоприятного состояния земель.

Охрана земель характеризуется двумя категориями и выполняет 2 функции: превентивную (предупредительную) и восстановительную.

Превентивные мероприятия:

1. разрабатываются программы по охране земель:

2. проведение экологической экспертизы (государственной и общественной – в зависимости от объекта, органа, который осуществляет);

3. установление в законодательстве экологических, санитарно-гигиенических требований и норм, в том числе установление нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву, биологических веществ, несоблюдение которых может привести к загрязнению почв окружающей среды, деградации естественных экологических систем;

4. в законодательстве устанавливаются меры экономического стимулирования по охране и надлежащему использованию земель (напр., плата за загрязнение окружающей среды);

Восстановительные мероприятия:

1. рекультивация земель (нормативные акты: Постановление правительства от 23.02.1994 г. № 140 “О рекультивации земель…”, Приказ Министерства природы Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525/67 – утверждены основные положения)

2. мелиорация земель,

3. консервация земель.

Рекультивация земель.

Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 года №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»; Приказ Министерства природы, Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525/67.

Рекультивация земель – это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Рекультивация направлена на восстановление земель в целях использовании сельского лесного хозяйства, водного хозяйства, для строительства, рекреационных, природно-охранных и санитарно-защитных целях.

Органы, выдающие разрешения на проведение работ, разрушающих почвенный слой, органы, предоставляющие соответствующие земельные участки, обязаны определять условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для дальнейшего их использования, устанавливают порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя.

Разрабатывается проект рекультивации, в котором определены все условия. Он должен пройти экологическую экспертизу.

Приёмка рекультивированных земель проводится специальной комиссией, которая создаётся на местах.

Нарушенные земли – это земли, утратившие свою хозяйственную ценность либо являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного слоя, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

Мелиорация земель.

ФЗ от 10.01.1996 г. “О мелиорации земель”.

Мелиорация – это коренное улучшение земельных участков путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, агротехнических и иных мелиоративных мероприятий.

Существуют 4 типа мелиорации:

1. гидромелиорация;

2. агролесомелиорация;

3. культуртехническая мелиорация (как правило, очистка земельных участков);

4. химическа мелиорация.

Мелиорация осуществляется в целях:

· повышения продуктивности и устойчивости земледелия;

· обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции;

· создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель.

Консервация земель.

Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 г. №830 (им утверждено Положение о консервации земель и изъятия их из оборота).

Консервация земель проводится в целях:

· предотвращения деградации земель;

· восстановление плодородия почв и загрязненных территорий.

С учётом специальных обследований решение о консервации земель принимают уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления. После принятия такого решения разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации, мероприятия, очерёдность проведения мероприятий, их стоимость, а также предложения по дальнейшему использованию после завершения мероприятий по консервации.

Органы, которые приняли решение о консервации, информируют об этом органы Росреестра.

Земельные участки, при принятии решения о консервации либо изымаются из оборота, но сохраняются за их собственниками, землевладельцами, землепользователями либо переводятся в земли запаса.

Частным случаем загрязнения является загрязнение радиоактивными химическими веществами.

В соответствии со ст. 14 ЗК РФ земли, которые подверглись радиоактивному или химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство сельскохозяйственной продукции, отвечающей установленным требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации.

На таких землях запрещается выращивание и реализация сельскохозяйственной продукции.

В целях реабилитации земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Разрабатываются специальные экологические программы. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному химическому загрязнению, определен в Постановлении Правительства от 27.02.2004 г. № 112.

Загрязненные земли в зависимости от степени загрязнённости могут:

1. переводиться в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека, необходимого качества, произведённой на этих землях продукции, и при отсутствии эффективных технологий при восстановлении таких земель;

2. земли используются по назначению с установлением особых условий использования и режима деятельности на этих землях в целях обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой продукции.

Этих двух случаях устанавливаются охранные зоны, охранные знаки о том, что эти земли загрязнены.

3. земли используются по целевому назначению без установления особых условий использования, режима деятельности, если уровень загрязнения не превышает установленных нормативов.

Убытки от загрязнения. Лица, в результате деятельности которых произошло загрязнение, обязаны возместить причинённые убытки, + обязаны возместить затраты на дезактивацию; расходы по приведению земель в состояние пригодное для использования земель по целевому назначению, либо возмещают стоимость земельного участка в случае перевода земель в состав земель запаса.

50.Система органов управления в сфере использования и охраны земель. Органы, осуществляющие общее управление земельными ресурсами Органы общей компетенции: 1. Правительство РФ (обеспечение проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды; обеспечение экологической безопасности; организация деятельности по охране и рациональному использованию всех природных ресурсов; регулирование природопользования);2. органы исполнительной власти субъектов РФ (полномочия их устанавливаются Уставами и Конституциями соответствующих субъектов);3. органы местного самоуправления (осуществляют управление по некому остаточному принципу). Органы специальной компетенции:I. Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере имущественных отношений, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.Минэкономразвития координирует деятельность Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, Федерального Агентства по управлению государственным имуществом.Минэкономразвития осуществляет:1) управление особыми экономическими зонами (до октября 2009 г. для таких зон функционировало свое агентство);2) ведёт банк информации о земельных участках, предоставленных под особые экономические зоны;3) осуществляет выдачу разрешений на строительство на территории особых экономических зон;4) определяет целевое использование земельных участков в границах особых экономических зон;5) Министерство управляет и распоряжается земельными участками в границах особой экономической зоны, а также объектами недвижимости, расположенных в таких зонах.1. Росреестр:1) его полномочия: проводят государственную экспертизу землеустроительной документации; составляют протоколы об административных правонарушениях в земельной сфере и налагают административные штрафы.2) осуществляет: государственную регистрацию на земельные участки и сделок с ними;  ведут единый государственный реестр; осуществляют государственный кадастровый учёт земельных участков; ведет государственный кадастр недвижимости и реестр кадастровых инженеров;3) контроль: за соблюдением земельного законодательства; осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); осуществляет государственный земельный контроль4) организует: проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства по решению федеральных органов государственной власти; подготовку землеустроительной документации для установления границ публичных образований, включая РФ.2. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество):Полномочия:1) осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества;2) осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием и сохранностью федеральных земельных участков;3) подготавливает в Минэкономразвития предложения об установлении публичных сервитутов на земельные участки;4) принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка органу государственной власти, государственному учреждению или предприятию;5) принимает решения о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, ранее принадлежавшие РФ;6) определяет существенные условия договоров купли-продажи федеральных земельных участков, заключаемых по результатам аукционов;7) принимает решение о проведении торгов в форме аукциона;8) выступает организатором торгов при продаже федеральных земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков;9) по результатам торгов заключает договоры купли-продажи и договоры аренды.II. Министерство природных ресурсов и экологии1. В состав включается Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), которое выдает, оформляет и регистрирует лицензии на пользование недрами, а также выдаёт заключение об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и выдаёт разрешение на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых.2. Федеральное Агентство водных ресурсов (Росводресурсы). Росводресурсы:1) осуществляет владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;2) ведет государственный мониторинг водных объектов;3) ведёт государственный водный реестр, в том числе осуществляет государственную регистрацию договоров водопользования, решения предоставлений водных объектов в пользование, регистрирует переход прав и обязанностей по договорам водопользования;4) ведёт государственный регистр гидротехнических сооружений;3. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);Росприроднадзор осуществляет:1) контроль и надзор в области организации и функционирования особых охраняемых природных территорий федерального значения;2) государственный земельный контроль в рамках своих полномочий;3) контроль и надзор за использование охраны водных объектов, 4) контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.II. Министерство сельского хозяйства (Минсельхоз); Функции:1) по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель, плодородие почв, а также в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); а также в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения;2) по государственному мониторингу земель сельскохозяйственного назначения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: