Процессы проектирования. Проектирование интерфейсов

Интерфейс определяет совокупность средств и методов взаимодействия между элементами системы.

С другой стороны - набор правил или процедур для взаимодействия между компонентами программы, между компонентами программы в целом, а также между информационными системами и оборудованием (программный интерфейс).

Программный интерфейс формален – полный и непротиворечивый (формализован). Все характеристики описаны.

Физическая реализация интерфейса – USB/COM port. Для взаимодействия программы и железа нужен протокол (железо – протокол – наша программа).

Пользовательский интерфейс - нужен для основной цели - принятия решения (предоставление данных/информации и просмотр результата ответа). При необходимости ему нужно предоставить инструментарий для обработки и ввода управляющих действий.

Эволюция пользовательских интерфейсов:

· Перфоленты/перфокарты;

· Терминалы (cmd, да);

· GUI (по сути надстройка над терминалом);

· Диалоговый интерфейс (платежные терминалы, банкоматы – т.е. модифицированное GUI предлагающий сценарий диалога – определенный шаблон поведения);

· Естественно-языковой (управляем голосом);

· Визуальное 3Д моделирование.

Интерфейс можно рассматривать как самостоятельную ИС между человеком и информационной системы, которую мы проектируем. Причем чем сложнее ИС, тем сложнее интерфейс.

Программный интерфейс может реализовать 2 стороны интерфейса, а вот человеческий интерфейс – только одну, потому что человека нельзя формализовать.

Подходы к разработке пользовательского интерфейса:

· Психология восприятия;

· Инженерная психология;

· Когнитивная психология;

· Теория деятельности;

Психология восприятия рассматривает особенности человеческого восприятия визуальной информации (золотое сечение, размеры, соотношение элементов интерфейса, цветовая гамма, сочетания цветов, контраст, etc.).

Инженерная психология вводит следующие критерии качества:

· Скорость работы пользователя;

· Количество человеческих ошибок;

· Скорость обучения интерфейсу;

· Субъективно удовлетворение интерфейсом (сложно формализовать).


Когнитивная психология - человек считается информационной системой. Формальные действия человека ставятся в соответствие действиям компьютера.

Выявленные зависимости и принципы:

  • Принцип прямого манипулирования (Интерфейс мышь и drag n drop, ибо напрямую всегда легче взаимодействовать);
  • Принцип автоматизма - все одновременно выполняемые задачи за исключением не более чем одной, выполняются автоматически, неосознанно;
  • Принцип единственности фокуса внимания - сложность переключения между задачами пропорциональна сосредоточенности – т.е. переключение на другую задачу тем сложней, чем более увлечен ты задачей);
  • Принцип контекстности адресации человеческой памяти (кратковременность памяти +);
  • Принцип ограниченности переработки информации (5-9 элементов).

Проблемы когнитивной психологии - она не приспособлена для отражения моментов, связанных с контекстом, ситуацией, трудовой практикой, социальные аспекты.

Теория деятельности основывается на восприятии человека в контексте какого-то сценария/вида деятельности. Четко формализованных принципов нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: