Интерфейс определяет совокупность средств и методов взаимодействия между элементами системы.
С другой стороны - набор правил или процедур для взаимодействия между компонентами программы, между компонентами программы в целом, а также между информационными системами и оборудованием (программный интерфейс).
Программный интерфейс формален – полный и непротиворечивый (формализован). Все характеристики описаны.
Физическая реализация интерфейса – USB/COM port. Для взаимодействия программы и железа нужен протокол (железо – протокол – наша программа).
Пользовательский интерфейс - нужен для основной цели - принятия решения (предоставление данных/информации и просмотр результата ответа). При необходимости ему нужно предоставить инструментарий для обработки и ввода управляющих действий.
Эволюция пользовательских интерфейсов:
· Перфоленты/перфокарты;
· Терминалы (cmd, да);
· GUI (по сути надстройка над терминалом);
· Диалоговый интерфейс (платежные терминалы, банкоматы – т.е. модифицированное GUI предлагающий сценарий диалога – определенный шаблон поведения);
|
|
· Естественно-языковой (управляем голосом);
· Визуальное 3Д моделирование.
Интерфейс можно рассматривать как самостоятельную ИС между человеком и информационной системы, которую мы проектируем. Причем чем сложнее ИС, тем сложнее интерфейс.
Программный интерфейс может реализовать 2 стороны интерфейса, а вот человеческий интерфейс – только одну, потому что человека нельзя формализовать.
Подходы к разработке пользовательского интерфейса:
· Психология восприятия;
· Инженерная психология;
· Когнитивная психология;
· Теория деятельности;
Психология восприятия рассматривает особенности человеческого восприятия визуальной информации (золотое сечение, размеры, соотношение элементов интерфейса, цветовая гамма, сочетания цветов, контраст, etc.).
Инженерная психология вводит следующие критерии качества:
· Скорость работы пользователя;
· Количество человеческих ошибок;
· Скорость обучения интерфейсу;
· Субъективно удовлетворение интерфейсом (сложно формализовать).
Когнитивная психология - человек считается информационной системой. Формальные действия человека ставятся в соответствие действиям компьютера.
Выявленные зависимости и принципы:
- Принцип прямого манипулирования (Интерфейс мышь и drag n drop, ибо напрямую всегда легче взаимодействовать);
- Принцип автоматизма - все одновременно выполняемые задачи за исключением не более чем одной, выполняются автоматически, неосознанно;
- Принцип единственности фокуса внимания - сложность переключения между задачами пропорциональна сосредоточенности – т.е. переключение на другую задачу тем сложней, чем более увлечен ты задачей);
- Принцип контекстности адресации человеческой памяти (кратковременность памяти +);
- Принцип ограниченности переработки информации (5-9 элементов).
Проблемы когнитивной психологии - она не приспособлена для отражения моментов, связанных с контекстом, ситуацией, трудовой практикой, социальные аспекты.
|
|
Теория деятельности основывается на восприятии человека в контексте какого-то сценария/вида деятельности. Четко формализованных принципов нет.