Школы, направления и их представители
| Период формирования
| Основные идеи
|
Меркантилизм, Томас Манн, Англия (1571-1641 гг), Монкретьен, Юм
| 16-17 вв
| 1. Главное богатство общества – деньги (золото и серебро).
2. Источник богатства сфера обращения (торговля и денежный оборот).
3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, поэтому надо исследовать сферу обращения.
|
Физиократов, Франсуа Кенэ, Франция (1694-1774гг), Тюрго
| 18в
| 1. Истинное богатство нации – продукт произведённый в сельском хозяйстве
2. Они первые видели прирост богатства в сфере производства, а не обращения.
|
Английская классическая полит экономия, Уильям Петти (1623-1687гг), Адам Смит (1723-1823гг), Давид Рикардо (1772-1823гг), Англия, Сэй, Милль
| 17-19вв
| 1. Богатство создаётся в материальной сфере, а не в обращении.
2. Источник богатства – труд.
3. Труд основа и мера ценности всех товаров.
4. Она заложила основы трудовой теории стоимости.
|
Марксизм, Карл Маркс (1818-1883гг), Фридрих Энгельс (1820-1895гг), Германия
| С сер. 19в
| 1. Марксизм – учение об экономическом строе капитализма и смене его новым, передовым строем – коммунизмом.
2. Разработана теория стоимости и теория прибавочной стоимости.
3. Открыт закон стоимости, как закон развития товарного производства.
4. Разработана теория воспроизводства и экономических кризисов.
5. Открыты экономические законы капиталистического способа производства.
|
Маржинализм (представители: Уильям Джевонс (1835–1882), Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Евгений фон Бам-Баверк (1851–1914).
|
| Маржинализм – экономическая теория, возникшая во второй половине ХГХ в. и с противоположных марксизму позиций оценившая наследие классической школы
|
Неоклассическое направление, Альфред Маршалл (1842-1924гг), Кларк, Виксель, Парето, Пигу
| С конца 19в.
| 1. Рыночная система способна к саморегулированию и поддерживанию равновесия.
2. Государство создает благоприятные условия для рыночной экономики.
Маршалл считал, что рыночная ценность товара определяется равновесием предельной полезности и предельных издержек (MU=MC)
Кларк придерживался концепции предельной производительности
|
Кейнсианство, Джон Кейнс (1883-1946гг)
| С1930гг
| 1. Разработал теорию спроса и предложения.
2. Государство должно регулировать экономику.
3. Регулирование происходит через кредит и бюджет.
4. Разработал теорию эффективного спроса и эффективного инвестирования.
|
Неоклассический синтез
Хикс, Тобин, Модильяни
| С1950гг
| 1. В зависимости от ситуации в экономике необходимо использовать либо кейнсианское, либо неоклассическое направления.
2. Лучшие регуляторы – кредитно-денежные.
3. Рыночная экономика может сама себя регулировать и устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением.
|
Монетаризм, Милтон Фридман, 1912г, Америка
| С1970гг
| 1. Монетарная теория национального дохода.
2. Государство регулирует экономику через эмиссию, кредитный процент, налоговые ставки и таможенные тарифы.
|
Теория рациональных ожиданий – Лукас, Сарджент, Барро
| 70-8-е гг
| В экономике действуют механизмы саморегуляции, государство не должно вмешиваться в экономику
|
Социальная школа Штаммлер, Штольцман, Шпанн
|
| . Производство для них — сугубо технический процесс, не имеющий социального содержания, исходили из примата неэкономических факторов социально-экономического развития, в основном государственно считали они, относительно независимы от самого производства и подлежат или только правовому регулированию, или социально-правовому, или же регулируются всем социально-политическим устройством общества как "социального целого".
|
Институционализм
Его представители – Торстейн Веблен (1857-1929), Дж. Коммонса (1862-1945), У. Митчелла(1874-1948)
|
| – научная школа, введшая в научный анализ, помимо рынка, различные институты – корпорации, профсоюзы, государство, а также национальные особенности, традиции и т. д. Его представители – Торстейн Веблен (18571929),
американские институционалисты Т. Веблена (1857-1929), Дж. Коммонса (1862-1945), У. Митчелла(1874-1948), которые рассматривали экономическую систему через призму категории «институт». они воспринимали социальный конфликт как тормоз экономического развития и предлагали свой вариант решения проблемы с помощью института сделки. Впоследствии эти идеи нашли развитие в работах Дж. Гелбрейта (р. 1908), одного из сторонников идеи создания нового индустриального
|
Экономический либерализм – течение, идущее от классической школы (представители: Людвиг фон Мизес, Фридрих фон Хайек (Германия).
|
| Главная идея: минимальное воздействие государства на экономику, неограниченная свобода предпринимательства
|