| Школы, направления и их представители | Период формирования | Основные идеи |
| Меркантилизм, Томас Манн, Англия (1571-1641 гг), Монкретьен, Юм | 16-17 вв | 1. Главное богатство общества – деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства сфера обращения (торговля и денежный оборот). 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, поэтому надо исследовать сферу обращения. |
| Физиократов, Франсуа Кенэ, Франция (1694-1774гг), Тюрго | 18в | 1. Истинное богатство нации – продукт произведённый в сельском хозяйстве 2. Они первые видели прирост богатства в сфере производства, а не обращения. |
| Английская классическая полит экономия, Уильям Петти (1623-1687гг), Адам Смит (1723-1823гг), Давид Рикардо (1772-1823гг), Англия, Сэй, Милль | 17-19вв | 1. Богатство создаётся в материальной сфере, а не в обращении. 2. Источник богатства – труд. 3. Труд основа и мера ценности всех товаров. 4. Она заложила основы трудовой теории стоимости. |
| Марксизм, Карл Маркс (1818-1883гг), Фридрих Энгельс (1820-1895гг), Германия | С сер. 19в | 1. Марксизм – учение об экономическом строе капитализма и смене его новым, передовым строем – коммунизмом. 2. Разработана теория стоимости и теория прибавочной стоимости. 3. Открыт закон стоимости, как закон развития товарного производства. 4. Разработана теория воспроизводства и экономических кризисов. 5. Открыты экономические законы капиталистического способа производства. |
| Маржинализм (представители: Уильям Джевонс (1835–1882), Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Евгений фон Бам-Баверк (1851–1914). | Маржинализм – экономическая теория, возникшая во второй половине ХГХ в. и с противоположных марксизму позиций оценившая наследие классической школы | |
| Неоклассическое направление, Альфред Маршалл (1842-1924гг), Кларк, Виксель, Парето, Пигу | С конца 19в. | 1. Рыночная система способна к саморегулированию и поддерживанию равновесия. 2. Государство создает благоприятные условия для рыночной экономики. Маршалл считал, что рыночная ценность товара определяется равновесием предельной полезности и предельных издержек (MU=MC) Кларк придерживался концепции предельной производительности |
| Кейнсианство, Джон Кейнс (1883-1946гг) | С1930гг | 1. Разработал теорию спроса и предложения. 2. Государство должно регулировать экономику. 3. Регулирование происходит через кредит и бюджет. 4. Разработал теорию эффективного спроса и эффективного инвестирования. |
| Неоклассический синтез Хикс, Тобин, Модильяни | С1950гг | 1. В зависимости от ситуации в экономике необходимо использовать либо кейнсианское, либо неоклассическое направления. 2. Лучшие регуляторы – кредитно-денежные. 3. Рыночная экономика может сама себя регулировать и устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением. |
| Монетаризм, Милтон Фридман, 1912г, Америка | С1970гг | 1. Монетарная теория национального дохода. 2. Государство регулирует экономику через эмиссию, кредитный процент, налоговые ставки и таможенные тарифы. |
| Теория рациональных ожиданий – Лукас, Сарджент, Барро | 70-8-е гг | В экономике действуют механизмы саморегуляции, государство не должно вмешиваться в экономику |
| Социальная школа Штаммлер, Штольцман, Шпанн | . Производство для них — сугубо технический процесс, не имеющий социального содержания, исходили из примата неэкономических факторов социально-экономического развития, в основном государственно считали они, относительно независимы от самого производства и подлежат или только правовому регулированию, или социально-правовому, или же регулируются всем социально-политическим устройством общества как "социального целого". | |
| Институционализм Его представители – Торстейн Веблен (1857-1929), Дж. Коммонса (1862-1945), У. Митчелла(1874-1948) | – научная школа, введшая в научный анализ, помимо рынка, различные институты – корпорации, профсоюзы, государство, а также национальные особенности, традиции и т. д. Его представители – Торстейн Веблен (18571929), американские институционалисты Т. Веблена (1857-1929), Дж. Коммонса (1862-1945), У. Митчелла(1874-1948), которые рассматривали экономическую систему через призму категории «институт». они воспринимали социальный конфликт как тормоз экономического развития и предлагали свой вариант решения проблемы с помощью института сделки. Впоследствии эти идеи нашли развитие в работах Дж. Гелбрейта (р. 1908), одного из сторонников идеи создания нового индустриального | |
| Экономический либерализм – течение, идущее от классической школы (представители: Людвиг фон Мизес, Фридрих фон Хайек (Германия). | Главная идея: минимальное воздействие государства на экономику, неограниченная свобода предпринимательства |






