Лекция 2 Психолог в клинике

План лекции:

1. Психологический аспект заболевания (понятия здоровья и болезни).

2. Задачи и функции клинических психологов.

2.1. Виды психопрофилактических задач.

2.2. Различные виды клинико-психологической диагностики.

2.3. Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами.

2.4. Психотерапевтические, коррекционные и реабилитационно-восстановителъные задачи.

3. Виды психологических служб, в которых работают клинические психологи.

1. Психологический аспект заболевания (понятия здоровья и болезни)

Как уже отмечалось, клиническая психология является не только фундаментальной наукой, но и областью профессиональной деятельности психологов, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию.

По определению Всемирной организации здоровья (ВОЗ):

«Здоровье — это ощущение нашего физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» (ВОЗ. Основные документы, XXIX изд. Женева, 1968).

Болезнь - это отражение неблагоприятного, взаимообусловленного влияния на человека телесных, психических и социальных факторов.

При таком понимании болезни очевидно, что успех лечения зависит не только от характера медикаментозных воздействий, но и от динамики отношения больного к своему заболеванию. Поэтому всякое лечение с необходимостью включает рассмотрение психологического аспекта болезни и требует присутствия психолога в любой из клиник, наряду с другими участниками лечебного процесса.

Клинические психологи решают многообразные практические задачи в разных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, народное образование, юриспруденция, социальная помощь населению). В центре внимания клинической психологии — человек с душевными «болями» и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состояниями его здоровья. Психологическая диагностика, экспертиза, реабилитация и коррекция являются необходимыми составляющими современных комплексных мер профилактики и преодоления не только заболеваний, но и различных дезадаптивных состояний человека.

Психология в медицине занимается широким кругом проблем и решает следующие 4 типа задач:

- психопрофилактические;

- психодиагностические;

- экспертные;

- психотерапевтические и реабилитационно-восстановительные.

Остановимся на их характеристике.

2. Задачи и функции клинических психологов

2.1. Виды психопрофилактических задач

Первичная профилактика - это система общегосударственных мер по укреплению здоровья населения. Роль психологов здесь состоит в разработке психологических основ пропаганды и внедрения здорового образа жизни, в преодолении безответственности за свое здоровье, в формировании культуры здоровья.

Вторичная профилактика - это работа с группами повышенного риска заболеваемости. Роль психологов состоит в выявлении и помощи группам риска заболеваемости нервно-психическими болезнями, психосоматическими недугами, пограничными расстройствами, наркоманией, аномалиями развития.

Третичная профилактика - это помощь переболевшим людям в целях предупреждения рецидивов болезни, декомпенсации и инвалидизации. Роль психологов предусматривает консультативные, восстановительные и коррекционные формы профилактической деятельности.

2.2. Различные виды клинико-психологической психодиагностики

Диагностика — это наиболее распространенная функция клинических психологов. Различают следующие шесть видов психологической диагностики в клинике:

Клинико-нозологическая диагностика как первый вид психологического диагноза в психиатрической клинике.

Топическая психологическая диагностика - синдромный нейропсихологический анализ в клинике локальной патологии мозга.

Личностная (типологическая) диагностика групп повышенного риска психосоматических, нервно-психических заболеваний и пограничных расстройств.

Функциональная диагностика применяется в специальных экспертных задачах, для оценки психического состояния, терапевтического эффекта и т. д.

Диагностика уровня психического и умственного развития детей и подростков при разных вариантах аномального развития.

Диагностика в целях психологической коррекции - это выявление психологических факторов риска, опора для выбора кор-рекционных программ, оценка эффективности психологического воздействия.

2.3. Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами

При врачебно-трудовой экспертизе (учет нарушенных и сохранных компонентов психической деятельности; соотнесение психологического статуса с профессиограммой и психологическими требованиями той или иной профессии).

В условиях военно-медицинской экспертизы (пригодность к воинской службе, выбор рода войск и др.).

При проведении судебно-психологической, психолого-психиатрической и психологической экспертиз (диагностика психических состояний, характерологических и личностных особенностей, темперамента и т. д.).

Психолого-педагогическая экспертиза с целью прогноза развития ребенка и рекомендации форм обучения и коррекции психики.

Примечание: Общие принципы и специфика участия клинических психологов в решении разных экспертных задач будут показаны на примере судебно-психологической экспертизы в другом курсе.

2.4. Психотерапевтические, коррекционные и реабилитационно-восстановительные задачи

Существует достаточно большое количество психотерапевтических методик и техник. Наиболее известными среди них являются психоанализ, гуманистическая терапия, психодрама, поведенческая терапия, гештальттерапия, психосинтез, NLP и др. Все они вышли из клиники и связаны с именами таких выдающихся клинических психологов и психиатров, как Фрейд, Адлер, Юнг, Хорни, Фромм, Франкл, Роджерс, Маслоу и др. Каждую из названных выше психотерапевтических методик и техник можно применять в психологической практике, однако следует различать два значения понятия «психотерапия»: медицинское, понимаемое как излечение болезненных состояний, и психологическое как облегчение, снятие «психологической боли».

Например, часто сопутствующие шизофрении такие болезненные состояния как бред, снижение энергетического потенциала и др. - это забота врача, объект психотерапевтического и медикаментозного лечения, а эмоциональные состояния, личностные расстройства и особенности познавательных процессов больше относятся к компетенции психолога. Поэтому психолог в психиатрической клинике занимается в основном психодиагностикой и психологической коррекцией.

По определению психологическая коррекция - это специальные методы исправления черт личности, относимых к психологическим факторам риска заболеваемости (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, слабый тип ВНД, акцентуиро-ванность и др.) с целью профилактики нервно-психических расстройств и психосоматических недугов.

Таким образом, медицинская психотерапия - это прерогатива врача, психологическая коррекция - прерогатива клинического психолога.

Кроме того, клинический психолог принимает участие в социально-трудовой адаптации и реабилитации больных. При этом под социально-трудовой реабилитацией статуса больного понимается система комплексных мероприятий медицинского, психологического и социально-экономического характера.

3. Виды психологических служб, в которых работают клинические психологи

Итак, в области здравоохранения клинические психологи участвуют в решении широкого круга задач, работая во всех типах лечебно-профилактических учреждений, начиная с онкологической, кардиологической, хирургической клиник, вплоть до стоматологических учреждений, где тоже требуется участие психолога в связи с «устрашающим» эффектом зубоврачебного кабинета.

Клинические психологи активно включаются в решение круга общегосударственных задач охраны психического здоровья подрастающего поколения, работая в детских дошкольных заведениях, в школах, в детских санаториях-профилакториях, в интернатах для детей с задержкой и недоразвитием психики, в Центрах коррекционной и лечебной педагогики, в службах семьи и детства.

Все более активно клинические психологи привлекаются для работы в службах социальной защиты населения. Сегодня их можно встретить в центрах занятости, службах по подбору кадров, учреждениях социальной помощи населению, экспертных учреждениях, службах планирования семьи, в УВД и ис­правительно-трудовых колониях, центрах психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и природных катастроф, в службах кризисных состояний и многих других.

Созданы специальные службы, где работают клинические психологи. К ним относятся:

1. Психологическая служба в системе психиатрической помощи населению.

2. Нейропсихологическая служба в неврологии и нейрохирургии.

3. Психологическая служба в соматических клиниках: хирургической, терапевтической, онкологической, гинекологической и др.

4. Психологическая служба помощи детям и семьям с аномалиями детского развития.

5. Стационарная и поликлиническая психологическая помощь.

6. Психологическая служба в органах УВД и исправительных колониях.

7. Служба «кризисных состояний» в МЧС.

Кроме того, клинические психологи работают: 1) в системе наркологической помощи; 2) в психотерапевтических кабинетах; 3) в системе психологического консультирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: