Лекция 4 Введение в патопсихологию

План лекции:

1. Основные понятия и особенности построения курса.

2. История развития взглядов на предмет и методы патопсихологического исследования.

3. Особенности проведения и основные компоненты патопсихологического исследования.

1. Основные понятия и особенности построения раздела

Как уже отмечалось, патопсихология ориентирована в основном на психиатрическую клинику, но при этом она имеет свой особый предмет, который следует отличать от предмета психиатрии и психопатологии.

Психиатрия направлена на выяснение причин психической болезни, на исследование синдромов и симптомов, типичных для того или иного заболевания, на анализ критериев прогноза болезни, на лечение и профилактику болезни.

Патопсихология изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности.

При всей близости объектов исследования психиатрия и патопсихология отличны по своему предмету. Первая изучает результат распада психики, вторая - процесс распада. И еще одно отличие: патопсихология использует психологические методы и оперирует понятиями современной психологии. На этом основании ее следует отличать также от психопатологии.

Психопатология является частью психиатрии и изучает симптомы психических заболеваний клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии — клинико-описательный. Таковы основные отличия патопсихологии от смежных с нею дисциплин.

Особенности построения курса

В данном разделе будут рассмотрены нарушения психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, восприятия), эмоционально-волевые и личностные расстройства, а также методы, применяемые для исследования этих нарушений.

В качестве примеров мы приведем выписки из историй болезни, взятые из психиатрической клиники. При этом одна часть в описании болезни будет представлять собой клинико-описательный метод, соответственно в терминах, которые используют психиатры (анамнез, психический статус и др.). В дан­ной терминологии психолог должен разбираться уже потому, что в психиатрической клинике он сотрудничает с психиатром, однако при этом в своих заключениях он обязан опираться на психологические методы и использовать язык психологии. Последнее найдет отражение в другой части описания заболевания, где будут представлены нарушения, характерные для определенного заболевания, выявляемые с помощью специально подобранных психологических тестов и в соответствующих терминах.

2. История развития взглядов на предмет и методы патопсихологического исследования

Патопсихология меняла свои взгляды на предмет и методы по мере развития психологии в целом, в связи с ее общими теоретическими положениями.

2.1. С момента оформления в последней четверти XIX веканаучной психологии в самостоятельную отрасль знания ее предметом стало сознание, а единственным методом - самонаблюдение. Внимание психологов того времени было направлено на выделение в психике человека отдельных «элементов» сознания (ощущений и элементарных чувств) для лучшего их познания. Поэтому патопсихология того времени сводилась к умозрительному описанию работы отдельных душевных способностей.

Умозрительное описание внутреннего мира человека нашло свое место и у представителей так называемой понимающей психологии (Э. Шпрангер, В. Дильтей). Отрицая дробление психики на отдельные процессы или функции, признавая неделимость, единство психического, представители этого направления отказывались от научного исследования психического, считая, что если природу можно объяснить, то психику можно только понять. На практике это означало, что психолог должен ограничиться лишь наблюдением за поведением субъекта, регистрацией результатов его самонаблюдений и отказаться от эксперимента.

2.2. С развитием эмпирической психологии и психофизиологии в патопсихологию начинает внедряться метод эксперимента (В. Вундт, Г. Эббингауз, Э. Титченер), проникший в практику неврологии и психиатрии. В крупнейших клиниках (В. М. Бехтерева - в Ленинграде, Э. Крепелина - в Лейпциге, С. С. Корсакова - в Москве) открываются психологические лаборатории.

Долгое время в этих и других клиниках господствовал метод количественного измерения психических процессов. Испытуемый выполняет заданную деятельность (это может быть решение задачи, складывание фигуры, рассказ по картинке и др.),т. е. проходит определенное испытание. Получаемые в результате данные соотносятся со специально разработанной шкалой, на основании чего исследователь делает заключение о наличии,особенностях, уровне развития тех или иных свойств у испытуемого. Как относиться к этому методу?

Появление способа количественных измерений психических процессов было, безусловно, шагом вперед к утверждению в психологии объективного метода. Однако следует иметь в виду, что путем измерения выявляются лишь конечные результаты работы, сам же процесс ее, отношение испытуемого к заданию, мотивы, побудившие испытуемого избрать тот или иной способ действия, личностные установки, желания, словом, все многообразие качественных особенностей деятельности испытуемого не может быть обнаружено.

Поэтому, наряду с чисто количественным методом, в последнее время в патопсихологии широко применяются методики, которые направлены исключительно на выявление личностных особенностей.

2.3. Проективные методы. Задание, которое предлагается испытуемому, не предусматривает каких-либо определенных способов решения. «Проективный» метод использует любую задачу лишь как повод для того, чтобы испытуемый мог проявить свои переживания, особенности своей личности и характера. В качестве конкретных методик применяются: описание картин с неопределенным сюжетом (ТАТ), пятна Роршаха, тест руки, сюжетные картинки. Последние представляют собой изображение действий или поз персонажей. Испытуемый должен описать картинку, рассказать, что на ней нарисовано, о чем думают, что переживают изображенные персонажи, что с ними произойдет, что предшествовало изображенному событию. При этом, по мнению некоторых авторов проективного метода, происходит известное отождествление испытуемого с изображенным персонажем, «личность отражается с помощью этого метода, как объект на экране» (отсюда и название «проективный»). Этот метод давно вышел за пределы клиники, где его называет «клиническим подходом к психике здорового человека».

Таким образом, проективный метод является по существу своему антиподом метода измерения. По замыслу его авторов он должен предоставить возможность качественной оценки поведения испытуемого. Если тестовый метод направлен на оценку результатов работы, то при проективном методе сама проблема ошибочного или правильного решения вообще не возникает.

Если проанализировать, о каких личностных переживаниях и установках идет речь, то оказывается, что исследователи пытаются вскрыть при помощи этого метода бессознательные, скрытые мотивы и желания больного. Отдельные особенности восприятия испытуемого (например, видит ли он объекты в движении или в покое, обращает ли он внимание при описании пятен Роршаха на крупные части рисунков или на мелкие детали и т. п.) исследователи интерпретируют как показатели личностных особенностей. Рациональное зерно, содержащееся в «проективном» методе, безусловно, должно быть использовано. Однако следует иметь в виду, что выявленные с его помощью переживания, особенности, не могут служить единственными индикаторами строения личности, устойчивой иерархии ее мотивов и потребностей. То есть, проективные методы должны сами стать объектом исследования.

2.4. Направленность экспериментально-психологических приемов на раскрытие качественной характеристики психических нарушений с особенной необходимостью выступает при исследовании аномальных детей. При любой степени психического недоразвития или заболевания всегда происходит даль­нейшее (пусть замедленное или искаженное) развитие ребенка. Психологический эксперимент не должен ограничиваться установлением структуры и уровня развития психических процессов больного ребенка - он должен выявить прежде всего его потенциальные возможности. Это указание было впервые сделано еще в 30-х годах Л. С. Выготским. В своей работе «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте» он писал: «Состояние умственного развития ребенка может быть определено, по меньшей мере, с помощью выяснения двух уровней - уровня актуального развития и зоны ближайшего развития» Под зоной ближайшего развития Л. С. Выготский понимает те потенциальные возможности ребенка, которые само­стоятельно, под влиянием тех или иных условий, не выявляются, но которые могут быть реализованы с помощью взрослого.

Поэтому психическое развитие ребенка характеризуется не столько его актуальным уровнем, сколько уровнем зоны его ближайшего развития.

Мы столь подробно остановились на этом хорошо известном положении Л. С. Выготского потому, что оно определяет принципы построения психологического эксперимента применительно к аномальным детям. Поэтому при решении практических задач, например, при отборе детей в специальные школы, помимо констатирующего, в обязательном порядке должен применяться и обучающий эксперимент.

Такова вкратце эволюция взглядов на предмет и методы патопсихологического исследования.

3. Особенности проведения и основные компоненты патопсихологического исследования

Можно указать на две особенности, которые отличают эксперимент в психиатрической клинике от эксперимента, направленного на исследование психики здорового человека.

Первое отличие заключается в том, что мы всегда должны учитывать своеобразное отношение больного к опыту, зависящее от его болезненного состояния. Наличие бредового отношения, возбуждения или заторможенности - все это заставляет экспериментатора иначе строить опыт, иногда менять его на ходу. При всех индивидуальных различиях здоровые испытуемые, как правило, стараются выполнять инструкции, «принимают» задание, между тем как психические больные иногда не только не стараются выполнить задание, но превратно толкуют опыт или активно противостоят инструкции. Например, если при проведении ассоциативного эксперимента со здоровым человеком экспериментатор предупреждает, что будут произнесены слова, в которые он должен вслушаться, то здоровый испытуемый активно направляет свое внимание на произносимые экспериментатором слова. При проведении же этого эксперимента с негативистичным больным часто возникает противоположный эффект: больной активно не хочет слушать. При таких условиях экспериментатор вынужден проводить эксперимент как бы «обходным путем»: он произносит слова как бы невзначай и регистрирует реакции больного.

Нередко приходится экспериментировать с больным, который бредовым образом интерпретирует ситуацию опыта, например, считает, что экспериментатор действует на него «гипнозом», «лучами». Естественно, что такое отношение больного к эксперименту сказывается на способах выполнения задания: он часто выполняет просьбу экспериментатора умышленно неправильно, отсрочивает ответы и т. п. В подобных случаях построение эксперимента также должно быть изменено.

Второе отличие. Построение экспериментально-психологического исследования в клинике отличается от обычного психологического эксперимента еще одной особенностью: многообразием, большим количеством применяемых методик. Очень часто изменение инструкции, какой-нибудь экспериментальный нюанс меняет характер показаний опыта. Сама ситуация эксперимента с больным человеком с течением времени часто меняется (хотя бы потому, что меняется состояние больного), поэтому сопоставление результатов различных вариантов эксперимента становится обязательным.

Такое сопоставление необходимо и по другим причинам. Бывает так, что больной правильно решает более трудные задания и не в состоянии решать более легкие. Разобраться в природе такого явления возможно только при сопоставлении результатов различных заданий. И последнее, нарушения психической деятельности больного часто бывают нестойкими. При улучшении состояния больного некоторые особенности его мыслительной деятельности исчезают, другие остается резистентными. Сопоставление результатов различных вариантов какого-нибудь метода, при этом многократно применяемого, дает право судить о характере, качестве, динамике нарушений психики больного. Следовательно, тот факт, что при исследовании распада психики приходится не ограничиваться одним каким-нибудь методом, а применять комплекс методических приемов, имеет свой смысл и обоснование.

Основные этапы (или компоненты) патопсихологического исследования

Современное патопсихологическое исследование включает в себя несколько этапов:

1. Постановка цели и выбор методов.

2. Изучение истории болезни.

3. Беседу с больным.

4. Эксперимент (тестирование).

5. Наблюдение за поведением во время исследования.

6. Анализ полученных результатов.

7. Оформление заключения.

Конкретные патопсихологические экспериментальные исследования проводятся для решения практических задач клиники. Исследуются в основном нарушения развития личности, эмоционально-волевые расстройства, расстройства речи и сознания, нарушения психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, на рассмотрении которых мы далее и остановимся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: