Часть 3. Патопсихология

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. Клиническая психология как научная дисциплина и как область профессиональной деятельности психолога

Лекция 1. Общие представления о медицинской и клинической психологии

1. Различные подходы к содержанию и определению медицинской и клинической психологии

2. Предмет медицинской и клинической психологии

3. История клинической психологии

4. Методы клинической психологии

Лекция 2. Психолог в клинике

1. Психологический аспект заболевания (понятия здоровья и болезни)

2. Задачи и функции клинических психологов

2.1. Виды психопрофилактических задач

2.2. Различные виды клинико-психологической психодиагностики

2.3. Виды экспертных задач, решаемых клиническими психологами

2.4. Психотерапевтические, коррекционные и реабилитационно-восстановительные задачи

3. Виды психологических служб, в которых работают клинические психолог

Честь 2. Психосоматика

Лекция 3. Общая психосоматика

Вводные замечания

1. Психосоматические корреляции

1.1. Психогенные реакции

1.2. Психосоматические заболевания

2. Соматопсихические корреляции

2.1. Понятие объективной тяжести и внутренней картины болезни

2.2. Влияние социально-конституциональных факторов на концепцию болезни (пол, возраст, профессия)

2.3. Влияние индивидуально-психологических факторов на концепцию болезни (темперамент, характер, личность)

3. Типы психологического реагирования на болезнь

3.1. Основания и классификация типов психического реагирования на заболевание

3.2. Типы реагирования на болезнь без нарушения социальной адаптации

3.3. Типы реагирования на болезнь с нарушением социальной адаптации по интрапсихическому варианту

3.4. Типы реагирования на болезнь с нарушением социальной адаптации по интерпсихическому варианту

Часть 3. Патопсихология

Лекции 4. Введение в патопсихологию

1. Основные понятия и особенности построения раздела

2. История развития взглядов на предмет и методы патопсихологического исследования

3. Особенности проведения и основные компоненты патопсихологического исследования

Лекция 5. Нарушения сознания

1. Понятие сознания в философии, психологии и психиатрии

2. Формы нарушения сознания

2.1. Помраченное сознание

2.2. Оглушенное состояние сознания

2.3. Делириозное помрачение сознания

2.4. Онейроидное (сновидное, грезоподобное) состояние сознания

2.5. Сумеречное состояние сознания

2.6. Деперсонализация

Лекция 6. Нарушения восприятия

1. Феноменология нарушений восприятия

2. Агнозии

3. Псевдоагнозии при деменции

4. Обманы чувств

4.1. Галлюцинации и их виды

4.2. Особенности галлюцинаторных образов

4.3. О механизме галлюцинаций или к вопросу о природе обманов чувств

4.4. Псевдогаллюцинации

4.5. Синдром Кандинского-Клерамбо

5. Нарушение мотивационного компонента восприятия

6. Формы нарушения восприятия при различных заболеваниях

7. Методы исследования восприятия

Лекция 7. Нарушения памяти

1. Актуальность и основные направления исследования нарушений памяти

2. Нарушение непосредственной памяти: «корсаковский синдром» и прогрессирующая амнезия

3. Нарушение динамики мнестической деятельности

4. Нарушение опосредованной памяти

5. Нарушение мотивационного компонента памяти

6. Нарушение памяти у больных разных нозологических групп

7. Методики, используемые для исследования памяти

Лекция 8. Нарушения мышления

1. Вводные замечания и основные понятия

2. Нарушение операциональной стороны мышления

2.1. Снижение уровня обобщения

2.2Искажение процесса обобщения

3. Нарушение динамики мыслительной деятельности

3.1. Непоследовательность суждений

3.2. Лабильность мышления

3.3. Откликаемость

3.4. Инертность мышления

4. Нарушение личностного (мотивационного) компонента мышления

4.1. Разноплановость мышления

4.2. Резонерство

4.3. Нарушение критичности мышления

5. Виды патологии мышления

6. Методики исследования нарушений мышления

Лекция 9. Расстройства эмоциональной сферы

1. Основные понятия

1.1. Стрессы

1.2. Фрустрация

1.3. Кризисы

2. Особенности эмоциональных расстройств у больных разных нозологических групп

3. Методы исследования эмоциональных нарушений

Лекция 10. Нарушения развития личности

1. Клиника личностных расстройств в отечественной патопсихологии

1.1. Нарушение опосредованности и иерархии мотивов

1.2. Нарушение смыслообразования

1.3. Нарушение подконтрольности поведения

2. Клиника личностных расстройств в психоаналитической характерологии

2.1. Вводные замечания

2.2. Классификация личностных расстройств

2.3. Параноидные, шизоидные и шизотипические личностные расстройства

2.4. Истерические (истероидные), нарциссические, антисоциальные и пограничные личностные расстройства

2.5. Подчиняемые (зависимые), навязчивые и пассивно-агрессивные личностные расстройства

2.6. Психотерапия и психотерапевтический прогноз при расстройствах личности

3. Задачи и методы патопсихологического исследования личности

Лекция 11. Психология девиантного поведения

1. Понятие нормального и отклоняющегося поведения

2. Способы взаимодействия индивида с реальностью

3. Типы девиантного поведения

3.1Делинквентное поведение

3.2. Аддиктивное поведение

3.3. Патохарактерологическое поведение

3.4. Девиантное поведение на базе гиперспособностей

4. Клинические формы девиантного поведения

4.1. Агрессивное и аутоагрессивное поведение

4.2. Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической

деятельности

4.3. Нарушение пищевого поведения

4.4. Сексуальные девиации и перверсии

4.5. Сверхценные психологические увлечения

4.6. Характерологические и патохарактерологические реакции

4.7. Коммуникативные девиации

4.8. Безнравственное, аморальное и неэстетическое поведение

ЧАСТЬ 1

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА И КАК ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Лекция 1Общее представление о медицинской и клинической психологии

План лекции:

1. Различные подходы к содержанию и определению медицинской и клинической психологии.

2. Предмет медицинской психологии.

3. История развития клинической психологии

4. Методы клинической психологии

1. Различные подходы к содержанию и определению медицинской и клинической психологии

Содержание медицинской психологии, ее место и объем до сих пор по-разному понимаются специалистами и столь же неоднозначно освещены в учебниках. Общим является лишь то, что медицинская психология, по мнению авторов, занимает область, пограничную между медициной и психологией. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методами психологии.

В большинстве стран (например, в США) употребляется понятие клинической психологии, а не медицинской, куда включаются: психотерапия, психодиагностика, консультативная помощь, психогигиена, психологическая реабилитация, разделы дефектологии и психосоматика.

Мы склонны придерживаться мнения К. К. Платонова, согласно которому клиническая психология является частью медицинской психологии. Клиническая психология в его представлении имеет прикладное значение и отвечает потребностям клиники: психиатрической, неврологической, соматической. В медицинскую психологию К. К. Платонов включал, помимо клинической психологии, также психогигиену и психопрофилактику можно проследить направленность разделов клинической психологии на конкретные клиники:

- на психиатрическую клинику - патопсихология;

- на неврологическую - нейропсихология;

- на соматическую - психосоматика.

В зависимости от характера решаемых задач существуют три самостоятельных определения клинической психологии,

1. Клиническая психология - это область профессиональной деятельности психологов, направленная на охрану и укрепление здоровья населения. Здесь психологические знания:, навыки и методы используются в целях профилактики заболеваний, постановки диагноза, преодоления болезней, восстановления здоровья и социально-трудовой адаптации больных.

2. Клиническая психология - это область психологической науки, изучающая частные и общие закономерности нарушений и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития. Указание на роль клинической психологии в решении общепсихологических проблем содержится в третьем определении.

3. Клиническая психология - это область теоретической психологии, решающая фундаментальные психологические проблемы на моделях патологии психики, в условиях измененной, нарушенной психической деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: