Занятие 15-16

Тема: РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИИ В XIX ВЕКЕ,

Основные вопросы

1. Работы И. Прохазки в развитии знаний о рефлексе.

2. Закон Ч. Белла – Б. Мажанди.

3. Рефлекторная теория И. Мюллера.

4. Феномены Я. Пуркине.

5. Г. Гельмгольц–основоположник психофизиологии.

6. Основные положения френологии Ф. Галля.

Дополнительные вопросы и задания

1. Какие значимые физиологические исследования были проведены в XIX веке?

2. Дайте характеристику понятия «общее чувствилище» (И. Прохазка). Каким образом данное понятие связано с современными представлениями о …?

3. Какая модель рефлекса была предложена Беллом–Мажанди? Насколько она современна?

4. В чем суть доктрины специфической энергии органов чувств И. Мюллера?

5. С каким познавательным процессом пытался связать ощущения Я. Пуркине? Возможно ли, на ваш взгляд, наличие такой связи?

6. В чем заключается роль бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца?

7. Что представляет собой «карта головного мозга» Ф. Галля? На ваш взгляд, имеется ли вариант ее использования в науке?

8. Какие методы исследования послужили «толчком» к появлению и развитию психофизики?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

1. Изучите литературу:

[осн.: 1; 3; 7; 9; 10; доп.: 22; 24; 25; 27; 41]

2. Законспектируйте:

1) Морозов, А.В. Г. Гельмгольц // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 141–143.

2) Ярошевский, М.Г. Рефлекторное учение // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Изд–во Мысль, 1966. – С. 210–219.

3) Ярошевский, М.Г. Учение об органах чувств // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Изд–во Мысль, 1966. – С. 219–221.

4) Марцинковская, Т.Д. Я. Пуркине // Т.Д. Марцинковская // История психологии: учеб. пособие – М.: Академия, 2002. – С. 179–180.

3. Проведите фестиваль «смекалки».

4. Заполните таблицу:

Табл. 15

Представитель Проблематика Значение идей автора для развития психологии
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: