Тема: РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИИ В XIX ВЕКЕ,
Основные вопросы
1. Работы И. Прохазки в развитии знаний о рефлексе.
2. Закон Ч. Белла – Б. Мажанди.
3. Рефлекторная теория И. Мюллера.
4. Феномены Я. Пуркине.
5. Г. Гельмгольц–основоположник психофизиологии.
6. Основные положения френологии Ф. Галля.
Дополнительные вопросы и задания
1. Какие значимые физиологические исследования были проведены в XIX веке?
2. Дайте характеристику понятия «общее чувствилище» (И. Прохазка). Каким образом данное понятие связано с современными представлениями о …?
3. Какая модель рефлекса была предложена Беллом–Мажанди? Насколько она современна?
4. В чем суть доктрины специфической энергии органов чувств И. Мюллера?
5. С каким познавательным процессом пытался связать ощущения Я. Пуркине? Возможно ли, на ваш взгляд, наличие такой связи?
6. В чем заключается роль бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца?
7. Что представляет собой «карта головного мозга» Ф. Галля? На ваш взгляд, имеется ли вариант ее использования в науке?
|
|
8. Какие методы исследования послужили «толчком» к появлению и развитию психофизики?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. Изучите литературу:
[осн.: 1; 3; 7; 9; 10; доп.: 22; 24; 25; 27; 41]
2. Законспектируйте:
1) Морозов, А.В. Г. Гельмгольц // А.В. Морозов // История психологии: учеб. пособие для вузов. – М.: Академич. Проект, 2003. – С. 141–143.
2) Ярошевский, М.Г. Рефлекторное учение // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Изд–во Мысль, 1966. – С. 210–219.
3) Ярошевский, М.Г. Учение об органах чувств // М.Г. Ярошевский // История психологии. – М.: Изд–во Мысль, 1966. – С. 219–221.
4) Марцинковская, Т.Д. Я. Пуркине // Т.Д. Марцинковская // История психологии: учеб. пособие – М.: Академия, 2002. – С. 179–180.
3. Проведите фестиваль «смекалки».
4. Заполните таблицу:
Табл. 15
Представитель | Проблематика | Значение идей автора для развития психологии |