Обществом
Любое общество встречается со следующими основными взаимосвязанными проблемами:
· Что производить? Какие товары должны быть произведены и в каком количестве? Когда их надо выпускать? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно использовать в производственном процессе того или иного продукта.
· Можно ли ради материального благосостояния человека жертвовать фундаментальными основами развития личности – свободой, правом выбора?
· Какие необходимые продукты надо произвести? Кем, с каких ресурсов, при какой технологии? Должно ли быть индивидуальное, массовое или какое-либо иное производство? На крупных частных предприятиях или государственных фирмах? Если необходимы все виды производства, то в каком количестве каждое из них?
· Для кого производить продукт? Иначе говоря, как национальный продукт распределить между отдельными людьми и семьями? Должны мы иметь общество, в котором мало богатых и много бедных или такое, в котором доля продукта у всех одинаковая? Отдавать приоритет мускулам или интеллекту? Наконец, должен ли ленивый хорошо жить?
|
|
· Должна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться надлежащих коррекций в связи с изменениями в потреблении, спросе, в поставках ресурсов, в технологии производства, приоритетах общества (например, в экологии)? Способны ли прогрессивные силы общества преодолеть гигантский рост административного аппарата и добиться экономического роста – способности производить растущий объем продукции в результате увеличения предложения ресурсов и технического прогресса?
Увеличение предложения ресурсов и ускорение технического прогресса, характеризующие растущую экономику, перемещают КПВ с пунктов А–Е к А1–Е1. Это позволяет экономике производить больше не только двух, а всех видов продуктов (рис.2).
Возникает вопрос: чем же определяется экономическая способность общества прогрессировать, обеспечить рост производства? Прежде всего, экономический рост обусловлен возникшими потребностями, интересами, желаниями, умениями, усилиями людей и их передовых социальных слоев к преодолению препятствий, которые возникают в ходе развертывания противоречий – источника прогресса.