Объекты гражданского права, классифицированные в Гражданском Кодексе Российской Федерации, представлены на



Объекты гражданского права в Российской Федерации
Структура объектов движимого и недвижимого имущества может в свою очередь классифицироваться на несколько крупных блоков, позволяющих выделить составляющие движимого и недвижимого имущества.


Виды недвижимого имущества

Виды движимого имущества

собственность приватизация экономический


Движимые вещи Гражданским Кодексом Российской Федерации определены как вещи, не относящиеся к недвижимости.

Субъект собственности – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации субъектами права собственности являются: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица, граждане.


Субъекты собственности
Форма собственности – это ее вид, определенный по субъекту собственности. Другими словами, форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы. В Российской федерации (ст. 212 ГК РФ) в равной степени признаются несколько форм собственности: частная, государственная, муниципальная и иная. Иные формы собственности включают, как правило, формы смешанной собственности общественных и других некоммерческих организаций. Именно в группе форм смешанной собственности можно найти многообразие современных хозяйственных образований, в том числе:

совместные предприятия (долевое объединение имущественных комплексов иностранных и отечественных собственников, в том числе государственных и муниципальных);

кандоминимумы (объединенное имущество, подразделяемые на индивидуальные частные владения и различные элементы совместной собственности);

корпорации (объединение предприятий и обществ с различными уровнями юридической и хозяйственной самостоятельности) и др.

Формы собственности
фактически любой вид объектов гражданского права из различных форм собственности как товар может сформировать свой тип рынка, с присущей только ему системой управления, своеобразной иерархической и разветвленной структурой, органами управления, их функциями, связями и отношениями, региональными и прочими признаками. В настоящее время на рынке собственности России обращаются достаточно активно только некоторые из возможных ее видов: недвижимость и ценные бумаги, хотя в экономически развитых странах на рынке представлены все формы и виды собственности (всевозрастающую роль играет рынок интеллектуальной собственности).



3. Собственность и экономические системы
Экономическая система — это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.
В зависимости от преобладания той или иной формы собственности в экономике, выделяют 4 укрупненных типа экономических систем.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА (ЧИСТЫЙ КАПИТАЛИЗМ) КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА
Масштабы обобществления производства Обобществление производства в рамках предприятия Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах
Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Господствует государственная собственность Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности
Форма бюджетного ограничения Жесткая Мягкая -
Стимул к производительному труду Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) Социалистическое соревнование Факторные доходы
Основной принцип производства Принцип соответствия спроса и предложения Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения Принцип соответствия спроса и предложения
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.
Конкуренция Есть Нет Есть
Теневая экономика Отсутствует Присутствует Только на запрещенный государством товар (наркотики, оружие и т.д.)
Координация Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.
Ценообразование ориентируется на предотвращение спада в производстве Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены Гибкие цены
Заработная плата Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда Административное установление заработной платы Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату
Социальные гарантии Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения


Традиционная экономическая система.

Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы:

крайне примитивная технология, в первую очередь связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда (аграрных, сельскохозяйственных экономиках), в которых п реобладающей формой собственности является общинная собственность на землю.

Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными в еками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов. В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы сохраняются и в странах среднего уровня развития.

страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями, поэтому говорят о многообразии моделей в рамках 4 основных типов экономических систем.

Н аиболее известные национальные модели:

· Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

· Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.

· Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

· Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

·

Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке. Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы. И наконец, еще один элемент южнокорейской модели, представляющий несомненный интерес для России, — это оказание государственными органами всесторонней поддержки мелкому и среднему предпринимательству, что способствовало созданию в сжатые сроки среднего класса. В то же время, как показал конец 90-х гг., у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательствам в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: