По направленности на процесс или результат деятельности | По степениустойчивости | По связи с целями спортивной деятельности | По месту в системе «Другие Я» | По доминирующейустановке |
Процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.) Результативные мотивы (ожидание награды, позитивные соц. последствия победы и т. п.) | Ситуативные (кратковременные, проходящие) Устойчивые (долговременные, часто многолетние) | Смыслообразующие (прямо связанные с целью) Стимулы (побуждающие к деятельности, например, материальные, стимулы) | Индивидуальные (мотивы личного самоутверждения) Групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревновательной борьбы и др.) | Мотивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу, даже путем риска) Мотивация избегания неудачи |
Если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели, — насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. В психологии цель определяется как образ предполагаемого результата деятельности, того, к чему человек хочет прийти к концу деятельности или конкретного ее этапа. Поэтому цели — это своеобразные вехи, которые человек мысленно выстраивает на своем пути, в нашем случае — на протяжении спортивной карьеры. Трудность этих целей тесно связана с уровнем притязаний личности, то есть ее склонностью вообще выбирать легкие или трудные цели.
Многие исследователи спортивной мотивации отмечают разную степень осознанности трех ее слагаемых. Потребности и мотивы могут быть неосознанными, полуосознанными или осознанными. Цели же всегда осознаваемы и являются итогом мысленной работы, в процессе которой человек пытается в идеальной форме разрешить противоречие между требованиями спортивной деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям, с другой. Поэтому цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор конкретных средств достижения желаемого результата.
Таким образом, блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции:
1. является пусковым механизмом деятельности;
2. поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
3. регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.
Овладение спортивной деятельностью связано с освоением ее психологической структуры, в которой выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности.