Под управлением понимают целенаправленное воздействие на предмет управления с целью перевода на новое состояние.
В принципе возможны 2 механизма воздействия:
- стихийный (при стихийном воздействии результат формируется как усредненная величина неких взаимодействующих и противодействующих сил);
- сознательный (в отличии от стихийных, сознательные факторы целенаправленно воздействуют на объект управления).
В качестве объектов управления на предприятии выступает трудовой коллектив, поэтому управлениепроизводством - это упорядующее воздействие на процесс труда в соответствии с объективными закономерностями производства.
Управление – умение добиваться поставленных целей используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Управление производством развивалось и совершенствовалось параллельно с его развитием. В рабовладельческом и феодальном обществе управление сводилось к надзору за процессом труда и физическому или административному воздействию. В период становления капитализма производством управлял собственник. На стадии развития крупного производства функции управления стали выполнять наемные управляющие (менеджеры).
В настоящее время при высокоразвитом производстве управленческие кадры готовят в специальных учебных заведениях. Например в РБ таким заведением явл. Академия управления при президенте РБ.
Сегодня США явл. страной с самой развитой управленческой инфраструктурой. Число зарегистрированных, имеющих спец. сертификат (лицензию) американской ассамблеи, университетской школы бизнеса и управления более 1300.
Система образования бизнесу и менеджменту в США 3-ех ступенчатое:
1) После окончания университета или колледжа выпускник получает степень бакалавра.
2) Далее следует 2-ух годичное образование по магистерским программам с присуждением степени магистра делового администрирования. На магистерские программы поступают молодые люди в возрасте 25-30 лет с опытом практической работы не менее 2-ух лет. Степень магистра не явл. ученой, это скорее профессиональная степень, свидетельствующая о том, что выпускник имеет высокие профессиональные технические знания.
3) Третьей степенью обучения бизнесу и управлению явл. программы, ведущие к получению ученой степени доктора наук. Эти программы представляют собой 3-4-ех годичное обучение с обязательной защитой диссертации и присуждению ученой степени.
С возникновением корпорации гигантов, обладающих огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым с потенциалом государств решения менеджеров сопоставимы с решениями гос. деятелей, т.к. их решения затрагивают судьбы миллионов людей.
Менеджер на предприятии занимает определенную должность и в его подчинении находятся люди.
В настоящее время с развитием научно-технического прогресса управление производства все более становится управлением людьми. Это связано с тем, что при высокоразвитом производстве человек стоит над машиной, а не между машиной и предметом труда.
В управлении производством можно выделить след. особенности:
1) управление коллективом людей требует глубоких знаний в области психологии человеческих отношений;
2) управление должноорганизовывать согласованные и эффективные действия всех служб и подразделений производства;
3) управление должно использовать эффективное использование техники и технологического оборудования;
4) управление должно сбалансировать производственные процесс для равномерного выпуска продукции.






