Эволюция управления как научной дисциплины

В эволюции управления выделяют 4 основных школы:

1) Школа научного управления (1885-1920).

Научное управление связано с работами Фредерика Тейлора, Фрэнка и Лилиан Гильберт, Генри Ганта. Эти ученые явл. создателями школы научного управления и полагали, что используя наблюдения, замеры, логику, анализ можно усовершенствовать множество операций ручного труда добиваясь более эффективного их управления. Эти ученые на основе анализа совершенствовали труд, устраняли лишнее движение рабочих. Анализ труда проходил на микроуровне, т.е. отдельных технологических операций. Это позволяло устанавливать нормы выработки и платить вознаграждение за их перевыполнение.

Авторы научных работ признавали возможность отбора людей по физическому состоянию для выполняемой работы. Тейлер и его соплеменники признавали, что труд д.б. специализированным и организация выиграет от того, если группа работников сосредоточится на той работе, которую она выполняет лучше всего.

Заслугой школы явл. использование научного анализа для наилучшего выполнения производственных задач; выработка рекомендаций по отбору людей для выполнения производственных задач, а т.ж. использование материального стимулирования для повышения производительности труда.

2) Школа административного управления (1920-1950).

С ее возникновением специалисты (управленцы) начали вырабатывать подход к совершенствованию управления организации в целом. Представители этой школы имели большой практический опыт в управлении бизнесом. Их исследования основывались на личном управленческом опыте и на личных наблюдениях, а не на научной методологии.

Цели деятельности школы: разработка универсальной структуры управления организации и построение этой структуры.

3) Школа человеческих отношений (1930-1960).

Школа возникает на свет, когда начинает развиваться наука о психологии человека. Эта школа возникает на основании того, что первые две школы не осознавали, что человеческий фактор – основной элемент организации. Эксперименты показали, что четко разработанные технологические операции и высокая зарплата не всегда приводят к повышению производительности труда. Иногда работник реагирует гораздо сильнее на давление со стороны коллег, чем желание сторон иметь реальный стимул. Отсюда следует, что чем больше руководство проявляет заботу о работниках, тем выше уровни их удовлетворенности и производительности труда. Данный подход был весьма популярен в 60-е гг. Его постулат заключается в том, что правильное применение науки о поведении будет обеспечивать повышение производительности труда как отдельных работников, так и организации в целом.

4) Школа науки управления и количественных методов (1950 г.– до настоящего времени).

Ключевой характеристикой школы явл. замена логических рассуждений математическим моделированием. Использование математического моделирования по разработанным программам позволяет получить многовариантность решений и выбор оптимального решения. Толчек развития науки дала компьютеризация.

Заслугой школы явл. углубленное понимание управленческих проблем.






Подборка статей по вашей теме: