Приватизация: сущность, цели и методы приватизации

В широком смысле это любые пр-сы ведущие к усилению рыночного начала в хоз. механизме.

В узком смысле это непосредственный переход, полный или частичный, гос. собственности в частные руки.

Чаще всего под приватизацией понимается передача частным лицам собств., но и контроля над гос. предпри-ми и др. гос. активами.

Цели приватизации:

1. Преодоление монополии гос. собственности.

2. Децентрализация управления и освобождения гос-ва от функции прямого хоз.управления отраслями предприятия.

3. Обеспечение гражданам реальной возможности стать собств-ми средств произв. и рез-тов труда на основе форм многообразия собственности.

4. Создание условий для собственной предприним. деятельности.

5. Формиров. эффективной экономики, устранение иждевенчиства и безхоз-ти.

Приватизация позволяет решить следующие проблемы: 1) способна помочь создавать границу между экономикой и политикой 2) соблюдение финан. дисциплины можно обеспечить только в услов. незав-ти предпр-й. 3) развертывание конкуренции между независимыми друг от друга предпри-ми. 4) Резко увеличивает долю частной собственности и развитие инноваций в стране. 5)Появление рацион. критериев для распр-я капитала;

Наиболее распространёнными методами приватизации является:

1. Публичная (открытая) продажа акций.

2. Закрытая продажа акций за ранее устан. покупател.

3. Новые частные капиталовложения в гос. предпр.

4. Непосредствен. продажа гос.активов

5. Разукрепление гос.активов или создание холдинговых компаний с дочерними предприятиями

6. Различные фонды аренды и подряда, а также передача гос. предприятия в управление частным менедже-рам.

Принципы расгосудорствления и приватизации гос.собственности:

1. обеспечение широкой гласности пр-сов расгосударствления и приватизации

2. постепенность и этапность

3. соблюдение законности

4.контроль со стороны гос-ва и общества за осуществление приватиз.и расгос-ия

5 право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой госуд. собствен.

6. деферен-я методов и ф-м приватиз.

7. сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации.

С позиции техники приватиз. надо различать:

1) гос.предприятия, к-ые гос-во прямо контролирует - это предприятия 1-го ранга

2) смещ. предпр-я с миноретарным контр. гос-ва

3) филиалы, которые прямо или косвенно контролируются материнскими гос. предприятиями

4) муниципальные предприятия любого типа

Способы приватизации определяются государством в лице его создан-х специальн. органов: гос.комитет по управлению гос. имуществом и др., а также структур местных органов власти.

Основными способами приватизации могут быть:

1.безвозмездная передача имущества.

2. аренда с последующим выкупом.

3. продажа объектов собственности по конкурсу.

4. продажа объектов собственности с аукциона.

5. акционирование объектов собственности.

6.создание финансово-промышленных групп с предоставлением им прав самостоят. хзяйствования.

14. Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы.

Все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды. 4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом. 6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

13. ТИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - виды организации предпринимательской деятельности в зависимости от формы собственности и методов хозяйствования, например, малый бизнес при частной собственности на средства производства или их аренде, совместное предпринимательство, корпоративное предпринимательство на основе акционерного капитала

Типы предпринимательства

Мелкие предприниматели и самостоятельные работники — это, прежде всего лица, занятые ненаемным и самостоятельным трудом. Их доход носит свободный характер, он не фиксируем и не гарантирован, относительно сильно колеблется, неустойчив, зависим от многих трудно-прогнозируемых факторов — случая, здоровья и настроения, погоды, информации и человеческих связей. Деятельность самостоятельных работников и предпринимателей часто связана с мелкой собственностью — личной, арендуемой. В реальности возможно также использование ими и "чужих" средств (государственных и даже частных предприятий). Эти ситуации различаются не только экономически, но и психологически, например степенью чувства собственника, удовлетворенности этим чувством.

Социальную основу самостоятельной работы и мелкого предпринимательства составляет индивидуальная деятельность. В то же время между занятыми такой деятельностью возможны ассоциации, распространены психология, традиции и договорные формы взаимопомощи, сотрудничества. Часто используются семейно-родственные формы участия. Объединение самостоятельных работников и мелких предпринимателей в организованные предприятия приводит к "вырождению" их как класса, превращению в наемных рабочих и служащих.

Своим главным преимуществом самостоятельные работники и мелкие предприниматели считают свободу и, если их положение благополучно, скептически относятся к наемному труду рабочего и служащего. Главная же проблема самостоятельных работников и мелких предпринимателей — высокая личная ответственность; в этом плане наемные рабочие и служащие имеют преимущество, особенно если у них высокая и гарантированная заработная плата. Сочетание свободы и ответственности — это первая социальная особенность положения рассматриваемой группы; вторая заключается в одновременном сочетании нескольких глобальных экономических ролей: самостоятельные работники и мелкие предприниматели чаще всего и работают, и управляют, и распоряжаются (владеют), т.е. их труд носит совершенно не разделенный характер.

Внутренняя дифференцированность самостоятельных работников и мелких предпринимателей основывается прежде всего на таких критериях, как производство товаров, оказание услуг, операции в финансово-экономической сфере, арендодательство. Социально-экономические различия между разными категориями внутри рассматриваемой группы являются, по мнению ее представителей, существенными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: