Тема 3.4. Швартовное устройство

Назначение: подтягивание судна к береговым и плавучим сооружениям и надёжное крепление к ним.

Способы швартовки.

Самый распространённый вариант швартовных операций – швартовка судна бортом (лагом) к причалу (рисунок 3.4.1).

Рис. 3.4.1. Схема швартовки судна лагом:

1 – дополнительный кормовой продольный швартов; 2 – кормовой продольный швартов; 3 – кормовой прижимной швартов; 4 – носовой шпринг; 5 – кормовой шпринг; 6 – носовой прижимной швартов; 7 – носовой продольный швартов; 8 – дополнительный носовой продольный швартов; 9 – киповые планки (роульсы); 10 – кнехты; 11 – швартовные клюзы.

В этом варианте обеспечивается наиболее надёжное закрепление судна и максимальное удобство выполнения грузовых работ. Однако, судно при этом занимает много места по длине причала.

Швартовка кормой к причалу характерна для военных кораблей и нефтеналивных судов. В этом варианте швартовки необходимо отдать становой якорь с наветренного борта.

Конструкция швартовного устройства.

Основным элементом швартовного устройства являются швартовы – гибкие связи, с помощью которых судно удерживается у причального сооружения. Применяют швартовы стальные, из растительного и из синтетического волокна.

Канаты из растительных материалов (манильские, сизальские, пеньковые) в настоящее время используются всё реже.

Канаты из синтетических волокон (полипропилена, капрона, нейлона) являются лёгкими, прочными и долговечными и получили в настоящее время широкое распространение. Выпускаемые в России капроновые канаты при одинаковой разрывной нагрузке значительно легче стальных. Недостатки канатов из синтетических материалов: мгновенное сокращение длины при снятии нагрузки, низкий коэффициент трения, способность накапливать статическое электричество.

Общее расположение швартовного устройства разрабатывают таким образом, чтобы обеспечить надёжное закрепление судна и при этом не создавать помех для работ на судне и на причале. С этой точки зрения предпочтительно размещать места крепления швартовов в оконечностях судна – на палубах бака и юта. Пример общего расположения швартовного устройства приведён на рисунке 3.4.2.

Рис. 3.4.2. Общее расположение швартовного устройства:

1 – киповая планка; 2 – кнехт; 3 – брашпиль; 4 – якорный клюз; 5 – швартовная лебёдка; 6 – вьюшка; 7 – направляющие роульсы.

Для закрепления швартовов служат кнехты 2, представляющие собой стальные или чугунные тумбы (рис. 3.4.3). В конструктивном отношении кнехты бывают одиночными и парными, прямыми и крестовыми.

а) б)

Рис. 3.4.3 Швартовные кнехты:

а – прямой парный кнехт; б – парный крестовой кнехт.

Для изменения направления швартовов и предохранения их от повреждения при взаимодействии с корпусными конструкциями служат направляющие роульсы 7, киповые планки 1 (с двумя или тремя роульсами) и швартовные клюзы (на рисунке 3.4.2 не показаны, см. поз. 11 на рисунке 3.4.1). Конструкция киповых планок с роульсами представлена на рис. 3.4.4. Швартовные клюзы устанавливают в фальшборте (рис. 3.4.5, а), отверстия в клюзах имеют овальную форму, чтобы исключить резкий изгиб проходящего через клюз швартова. Для уменьшения трения швартова о кромку клюза применяют клюзы специальной конструкции – например, автоматические (поворотные) клюзы (рис. 3.4.5, б), имеющие вращающуюся обойму с двумя роликами, между которыми пропущен швартов. На палубах с леерным ограждением устанавливают киповые планки.

Рис. 3.4.4 Киповые планки с роульсами

а) б)

Рис. 3.4.5 Швартовные клюзы:

а – простой литой клюз; б - автоматический клюз.

Для подтягивания судна к причалу после закрепления на нём швартовов служат швартовные механизмы – брашпили, шпили и лебёдки. Для носовой группы швартовов часто используют якорные механизмы (брашпиль 3 на рисунке 3.4.2), имеющие вспомогательные барабаны для швартовных операций. В средней части судна функции швартовных механизмов могут выполнять грузовые лебёдки. В кормовой части судна устанавливают швартовные шпили или лебёдки 5. Преимуществом лебёдки является сокращение ручных операций, так как швартовный трос постоянно намотан на барабан. Швартовные лебёдки бывают обыкновенные и автоматические, поддерживающие постоянное натяжение троса – их применение целесообразно на судах с быстрым изменением осадки при погрузочно-разгрузочных операциях (контейнеровозы, навалочники, танкеры).

Для хранения швартовов предназначены вьюшки 6 – барабаны с ребордами, которые могут снабжаться приводом и тормозом.

Для предотвращения повреждения борта судна при швартовке предусматривается кранцевая защита. По способу размещения на судне выделяют постоянные и съёмные средства кранцевой защиты.

К постоянным средствам относятся привальные брусья (применяются на судах небольших размерений), а так же носовой и кормовой буксирные кранцы.

Наибольшее распространение получили съёмные швартовные кранцы, подвешиваемые во время швартовных операций у борта судна в местах, нуждающихся в защите. В настоящее время широкое распространение получили пневматические кранцы, состоящие из камеры и резинового баллона, в который закачивается воздух.

Требования к швартовному устройству.

Требования содержатся в Правилах классификации и постройки морских судов РМРС (том 1, раздел III «Устройства, оборудование и снабжение», п.4 «Швартовное устройство»). Некоторые общие требования:

1. Число, длина и разрывное усилие швартовных тросов определяются по специальной таблице Правил в соответствии с характеристикой снабжения для данного судна. Формула для характеристики снабжения приведена в теме 3.3.

2. Для судов, у которых A/Nc более 0,9, число швартовных тросов должно быть увеличено:

- при - на 1 шт,

- при - на 2 шт,

- при - на 3 шт.

3. Швартовные тросы из растительного и синтетического волокна не должны применяться при диаметре менее 20 мм.

4. Стальные тросы должны иметь не менее 144 проволок и не менее 7 органических сердечников. Тросы на автоматических швартовных лебёдках могут иметь один органический сердечник, но число проволок должно быть не менее 216.

5. Растительные тросы должны быть манильскими или сизальскими.

6. Тросы из синтетического материала должны изготавливаться из однородных одобренных материалов (полипропилена, капрона, нейлона и т.д.).

7. Количество и расположение швартовных кнехтов, киповых планок и другого швартовного оборудования принимаются, исходя из конструктивных особенностей, назначения и общего расположения судна.

8. Швартовные кнехты могут быть стальными или чугунными, по способу изготовления – сварными или литыми.

9. Наружный диаметр тумбы кнехта должен быть не менее 10 диаметров стального троса, не менее 5,5 диаметров троса из синтетического волокна и не менее длины окружности растительного троса. Расстояние между осями тумб кнехтов должно быть не менее 25 диаметров стального троса и не менее трёх длин окружности растительного волокна.

10. Для выбирания швартовов могут быть использованы как специально установленные для этой цели механизмы, так и другие палубные механизмы (брашпили, грузовые лебёдки и т.д.), имеющие швартовные барабаны. Требования к швартовным механизмам содержатся в Правилах классификации и постройки морских судов РМРС (том 2, раздел IX «Механизмы», п.6.4 «Швартовные механизмы»).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: