Поражение в борьбе с султаном создало благоприятную обстановку для проникновения иностранного капитала в Египет. Ha его территорию было распространено действие англо-турецкой конвенции 1838 г. В страну хлынули английские товары. Построенные ранее фабрики закрывались. Государственные монополии (в том числе и на торговлю хлопком) были отменены. Агенты английских фирм по дешевке скупали хлопок непосредственно у феллахов. В 1851 г. англичане получили выгодную концессию на строительство железной дороги от Александрии к Каиру и Суэцу.
Английское проникновение встречало сильнейшую конкуренцию со стороны французского капитала. В 1854 г. французский дипломат и делец Лессепс добился концессии на сооружение и эксплуатацию канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Его строительство велось с 1859 по 1869 г. Рабочие набирались по принудительному набору из египетских феллахов — ежемесячно по 60 тыс. От непосильного труда и эпидемий погибло, по данным египетских историков, 120 тыс. человек. Не считая даровой рабочей силы, Суэцкий канал обошелся Египту более чем в 450 млн. фр. Это привело к финансовому закабалению страны.
|
|
Развитие капиталистических отношений происходило теперь в условиях активного внедрения иностранного капитала в египетскую экономику. Рост спроса на египетский хлопок привел к значительному расширению посевных площадей. В 50-х и 60-х годах увеличилось число хлопкоочистительных и сахарных заводов. Развитию товарно-денежных отношений способствовали и изменения аграрного законодательства. Были разрешены передача земли по наследству, ее продажа и сдача в аренду. Отменялась круговая порука при сборе налогов. Натуральные налоги были заменены денежными. Частная собственность на землю теперь формировалась как помещичья и мелкокрестьянская. Среди помещиков стали преобладать богатеи из египетских арабов, скупавшие землю.