Понятие и функции финансов.
Финансы – сов-ть эконом. отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования гос-ых централизованных фондов денежных средств, а также фондов предприятий, организаций и учреждений. Основа существования и функционирования финансов – деньги, денежные обязательства и денежный оборот.
Функции финансов
1. Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему ден.средства поступают в распоряжение гос-ва.
2. Контрольная — заключ. в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению ден.средств, поступающих из гос.бюджета;
3. Регулирующая — вмешательство гос-ва в процесс воспроизводства через финансы (налоги, гос-ые кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
4. Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными эконом-ми и соц-ми условиями.
Понятие и принципы финансовой деятельности государства.
Финансовая деятельность государства – деят-ть гос-ых органов по мобилизации ден.средств в централизованные денежные фонды, а также по распределению и использованию ден.средств из этих фондов в соответствии с задачами и функциями государства.
Посредством финансовой деят-ти РБ формирует собственную систему централизованных денежных фондов (бюджет, целевые бюджетные и гос внебюджет фонды, валютный резервный фонд НБ РБ, страховые фонды и тд.), за счёт которых осущ-ся финансирование основных направлений деят-ти гос-ва в эконом., соц-ой и полит-их сферах. Областью фин деят-ти гос-ва явл финансы.
Принципы:
1). Принцип законности (строгое соблюдение действующего законодательства);
2). Принцип разделения властей (законодательная власть утверждает республиканский бюджет и отчёт о его исполнении, исполнительная – составление проекта бюджета, внесение на утверждение, исполнение бюджета);
3). Принцип сочетания объективно необходимой финансовой централизации с самостоят-ью полномочий местных органов управления и самоуправления (местные Советы депутатов самостоятельно принимают утверждают местные бюджеты, исполнит комитеты – разрабатывают проект. Местные бюджеты нижестоящих АТЕ не включаются в местные бюджеты вышестоящих АТЕ);
4). Принцип гласности («нормативные акты гос органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом, Утверждённые бюджеты и отчёты об их исполнении публикуются в печати);
5). Принцип плановости (в основе финансовой деят-ти гос-ва лежат финансово-плановые акты. Это: республиканский и местные бюджеты, балансы доходов и расходов предприятий и организаций и тд)