На данном семинарском занятии речь пойдет о том, что в конце XVIII – начале XIX века происходят изменения, которые привели к тому, что механицизм утратил статус общенаучного принципа. Ученые столкнулись с тем, что ньютоновская механика не может быть признана универсальным законом, она действует только для определенного уровня реальности и определенной группы объектов. Это не означает, что наука отказалась от применения классической физики и ее понимания времени, пространства, скорости, относительности. Скорее это означало расширение горизонтов познания человеком природы, а, значит, требовало новых методов и теорий. В XIX веке происходит пересмотр основных понятий научной картины мира: время, пространство, система, движение, материя, это, в свою очередь, позволило заговорить о новом этапе развития науки: неклассическая наука. Основой нового этапа изучения человеком природы становится электромагнитная картина мира и принцип корпускулярно-волнового дуализма, имение представлений о строении атома и квантовая теория, и, наконец, общая и специальная теория относительности А.Эйнштейна и теория нестационарной Вселенной.
|
|
Сегодня принято говорить о новом этапе развития науки, который многие ученые называют постнеклассическим этапом. Для современной науки характерны процессы интеграции, которые свидетельствуют о внутреннем методологическом единстве научного знания. Долгое время в научном сообществе существовала узкая специализация ученых, однако с развитием научного знания стало очевидным необходимость междисциплинарного подхода. Сегодня большую перспективу видят в развитии новых междисциплинарных сфер научного познания: синергетики, кибернетики, теории систем. Эти науки образованы на стыке множества дисциплин как естественного, так и гуманитарного профиля. А это, в свою очередь, свидетельствует о принципиальном единстве всего научного знания.
Вопросы коллоквиума.
1. Проблема периодизации в истории науки.
2. Наука в древности – преднаука или полноценное научное знание?
3. Решение проблемы веры и знания в науки эпохи Средних веков.
4. Механицизм как научная программа.
5. Неклассическая и постклассическая наука: основные проблемы.
Раздел 3. Смысл и содержание основных направлений научного
Знания
Тема № 1. Точные науки как основа научного познания
1. Возникновение и становление математического знания. Математика как язык науки.
2. Современные проблемы точных наук: строгость и неопределенность, аксиоматическая «неполнота», статус доказательности, математические логики и др.
3. Математические парадоксы, связанные с представлением о материи, пространстве и времени.
|
|
Основная литература
1. Серебряков А.В. Элементарный курс математической логики / А.В. Серебряков. М., 2011.
2. Колмогоров А.И. Математика в ее историческом развитии / А.И. Колмогоров. М., 2007.
3. Фихтенгольц Г.М. Основы математического анализа Т.1. / Г.М. Фихтенгольц М., 2005.
4. Дорофеева А.В. Высшая математика. Гуманитарные специальности / А.В. Дорофеева. М., 2003.
5. Пуанкаре А. О науке / А. Пуанкаре. М., 1990.
6. Катречко С.Л. Трансендентальная философия математики // Вестник
Московского Университета. Серия 7. Философия. 2008. № 2.
7. Творцы мировой науки: от античности до ХХ века. М., 2001.
Дополнительная литература
1. Писаревский Б.М., Харин В.Т. Беседы о математике и математика / Б.М. Писаревский, В.Т. Харин. М., 2004.
2. Ушаков И.А. История науки сквозь призму озарений. Кн. 6, 7, 8./ И.А. Ушаков. М., 2010.
3. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике / В.Ф. Асмус. М., 2010.
4. Панов В.Ф. Математика древняя и юная / В.Ф. Панов. М., 2006.
5. Данциг Т. Числа – язык науки / Т. Данциг. М., 2008.
6. Александрова Н.В. История математических терминов, понятий и значений. Словарь – справочник / Н.В. Александрова. М., 2008.
7. Вилейтнер Г. Хрестоматия по истории математики / Г. Вилейтнер. М., 2010.
8. Перельман Я.Г. Живая математика / Я.Г. Перельман. М., 2007.