Методические указания. При подготовке к данному семинарскому занятию особое внимание следует уделить проблеме противопоставления естественной и гуманитарной культуры (Ч

При подготовке к данному семинарскому занятию особое внимание следует уделить проблеме противопоставления естественной и гуманитарной культуры (Ч. Сноу). Так как гуманитарное знание обособляется и приобретает критерии научности достаточно поздно, то необоснованно полагается, что оно заимствует у естественных наук принципы доказательности и общую методологию.

В XIX веке выделение особого класса наук названного гуманитарными, прежде всего, связано выявлением новой предметности знания. В границах его оказывается сфера духа, определенная объективным существованием сознания, которое осуществляется в границах реальности через общественные процессы, культуру, историю, язык. Таким образом, субъект и его проявления в формах мысли, воли, действия становятся центром исследования науки.

Особое значение начинает уделяться специфическим методам гуманитарного знания, которые они вырабатывают самостоятельно. Именно они в центр изучения ставят неповторимый единичный факт, вводят объективную роль ценности. В отличие от объективно-объясняющих устремлений естествознания, сводящих в итоге знание к исчислимости, науки «о духе» опираются на понимание.

Важнейшую роль в оформлении гуманитарного цикла знания сыграли представители философской мысли: В. Дильтей, Г. Риккерт, Г. Зиммель и др., которые как раз и обозначили наиболее острые вопросы его развития: роль субъектно-индивидуального в знании, ценностные критерии культуры, герменевтический метод познания и пр.

В современном мире знания значение и роль гуманитарной составляющей никто уже не ставит под вопрос, хотя борьба «двух культур» не прекращается. Но сегодня она является скорее стимулом для развития, нежели чем конкуренцией за «жизненное пространство» науки.

Тема № 4. Технические науки: сущность и специфика

1. Современные проблемы взаимодействия фундаментального, прикладного и технического знания.

2. Смысловые центры притяжения технического знания: продуктивность, полезность, искусственность…

3. Эволюция технических наук: прогнозы и сценарии развития.

Основная литература

1. Горелов А. А.Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А.А. Горелов. М., 2011.

2. Черняк В.З. История и философия техники / В.З. Черняк. М., 2006.

3. Попкова Н.В. Техногенное развитие и техносферизация планеты / Н.В. Попкова. М., 2004.

4. Фатуев В.А. Научно-техническая деятельность: история и методология / В.А. Фатуев. М., 2001.

5. Литвинов Б.В. Основы инженерной деятельности / Б.В. Литвинов. М., 2005.

6. Горохов В.Г. Нонаэтика: значение научной, технической и хозяйственной этики в современном обществе. // Вопросы философии, 2008. № 10.

7. Никифоров А.Л. Фундаментальная наука умирает? // Вопросы философии, 2008. № 5.

8. Лебедев С.А., Твердынин Н.М. Гносеологическая специфика технических и технологических наук // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия. 2008. № 2.

Дополнительная литература

1. Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / В.В. Миронов. М., 2007.

2. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук / Б.И. Иванов, В.В. Чешев. Л., 1977.

3. Степин В.С., Горохов В.Г. Введение в философию науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов. М., 2003.

4. Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук / В.Г. Горохов. М., 2007.

5. Забавников А.Е. Исторические предпосылки формирования технических наук и философии техники / А.Е. Забавников. Тамбов, 2004.

6. Теоретическое и эмпирическое в современном научном познании. М., 2004.

7. Попкова Н.В. Философия техносферы / Н.В. Попкова М., 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: