Рассматривая проблему методологии неклассического научного исследования, следует выделить различия естественной, рефлексивной и феноменологической установок сознания, исходя из которых исследователь видит перед собой совершенно различные тексты реальности. Естественная установка исходит из ориентации на то, что мы видим, на внешние формы объектов и их взаимоотношений. С позиции наивного реализма, предмет есть то, что мы видим. Наивный реализм – это естественная установка сознания.
Рефлексивная установка сознания предполагает анализ, выявление того, что же стоит за внешними формами объектов. Она предполагает различение самобытия объекта и его бытия в сознании.
Однако существует противоположная установка сознания. В предмете различается нечто трансцендентное и имманентное. Трансцендентное - которое лежит по ту сторону опыта, сознания (бог, бессмертие души). Имманентное – нечто внутренне присущее сознанию, т.е. феноменальная данность. Трансцендентальная установка преобразовывает естественную установку в феноменологическую. Феноменологическая установка рассматривает содержание познания как абсолютно данный чистый феномен. Т.е. вместо того, чтобы наивно жить в опыте, ученый, философ совершает феноменологическую редукцию, т.е. вместо того, чтобы постоянно совершать акты эмпирического познания, т.е. полагать существующую вторичную реальность, вторичное бытие, философ (феноменолог) остается в бездействии относительно этих полаганий. Т.е. он отказывается от совершения этих полаганий. Т.е. человек не полагает эмпирические вещи, он сохраняет так называемое эпохэ. Эпохэ – это отказ от высказываний о мире без рефлексии. В результате у человека остается некоторый феноменологический остаток, т.е. остается чистое сознание. Это чистое сознание и есть та абсолютная реальность, абсолютное бытие, отталкиваясь от которого можно уже совершать рефлексивные, осознанные высказывания. Гуссерль идет по пути Декарта, который пытался очистить мышление от ложный высказываний о мире.
|
|
В процессе дальнейшего анализа необходимо раскрыть различные конкретные методы неклассического исследования. Особенно интересно это сделать на противопоставлении позитивизма (неопозитивизма) и критического рационализма.
В позитивизме критерием истинности выступает принцип верифицируемости, верификации, т.е. проверяемости. По мнению Витгенштейна, Карнапа, Вригта, истинными являются такие понятия, прообраз которых можно найти в реальности в качестве эмпирически воспринимаемого объекта. С этой точки зрения получается, что такие понятия, как добро, зло, справедливость, реальность, человечество, являются неподлинными, вненаучными либо вообще лишенными всякого смысла. В рамках критического рационализма особенно тщательно необходимо исследовать принцип фальсификации.
|
|
Тема № 4. Проблема методологии социального познания
1. Основные парадигмы современного человека. Методология экзистенциализма в исследовании человека.
2. Векторы исследования современного общества. Основные парадигмы общества. Понятие общества риска.
3. Цивилизация в процессах глобального развития
Основная литература
1. Кохановский В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. М., 2010.
2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. / П.П. Гайденко. М., 2010.
3. Гайденко П.П. История древнегреческой философии в ее связи с наукой. / П.П. Гайденко. М., 2009.
4. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие. / А.С. Лебедев. М., 2011.
5. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 2006.
6. Устьянцев В.Б.Порядок и человек в обществе риска // Человек в условиях цивилизационных вызовов: моногр. / А.С. Борщов [и др.].; под ред. А. С. Борщова Саратов, 2008.
Дополнительная литература
1. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для студ. гуманит.-соц. спец. вузов / С. Э. Крапивенский, М., 2004.
2. Парсонс Т. Введение. Общий обзор // Американская социология. М., 1972.
3. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
4. Франк С.Л. Этика нигилизма / С.Л. Франк. // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.
5. Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер.с нем. / М. Вебер. М., 1994.
6. Поппер К. Открытое общество и его враги / К. Поппер. М., 1992. Т.1.: Чары Платона. 1992.