Методические указания. Анализируя содержание проблемы соотношения классической и неклассической науки, необходимо представить научные знания как особую целостную систему

Анализируя содержание проблемы соотношения классической и неклассической науки, необходимо представить научные знания как особую целостную систему. Знание – это совокупность в той или иной мере осознаваемых систематизированных представлений о реальности, построенных по определенной методологии. Знание может существовать на трех уровнях: интенции (направленности мышления на объект); уровне информации; на уровне понятия.

В процессе классического научного исследования выделяются следующие результаты познания: факт, гипотеза, теория, закон. Важно понять, что для человека факт в гносеологическом смысле является только как фактическое знание, т.е. факт это:

1) в онтологическом смысле – событие;

2) определенная информация о событии.

Гипотеза – есть умозаключение, направленное на установление субординации и взаимоотношения фактов, на поиск закономерностей их взаимосвязей.

Теория – то, во что превращается гипотеза в случае реализации. Теория – логические непротиворечивая система знания, дающая целостный взгляд на закономерности, связи и явления определенной области реальности. Могут быть эмпирические теории и концептуальные теории. Теория может быть истинной и ложной. Она устанавливает и объясняет законы.

Закон – необходимые устойчивые существенные повторяющиеся связи и отношения реальности. В неклассическом научном исследовании используется модель «охватывающего» закона. Инструментариями неклассического исследования выступают первичные теоретические модели, парадигмы и парадигмальные образцы, а также научно-исследовательские программы.

Если метод исследования выбран неверно, от правильных посылок можно дойти до ложного заключения. Неадекватные методы исследования ведут к созданию мифологической реальности, в которой все возможно. В классическом исследовании следующие методы:

1) всеобщие методы:

а) диалектика;

б) метафизика;

2) общие методы:

а) восхождение от абстрактного к конкретному;

б) индукция;

в) дедукция;

3) частные методы:

а) метод математической индукции;

б) метод определения жаростойкости сплавов;

в) метод радиоактивного распада.

На данном занятии необходимо определить суть всеобщих методов. Диалектика исходит из всеобщей связи и развития мира. Принципы диалектики: развитие, связь, единство, детерминизм, целостность и др. Метафизика исходит из устойчивости и стабильности оснований реальности. Метафизика – это исследование, выходящее за пределы сущего как такового, это – вопрошание сверхсущего, в результате которого мы можем анализировать сущее как таковое, вместе с его первоосновами, первоначалами и причинами. Принципы метафизики: устойчивость, фундаментальность реальности, трансцендентальность, неделимость основы, повторяемость.

Тема № 3. Проблема методологии неклассического научного исследования

1. Естественная, рефлексивно-критическая и феноменологическая установки сознания в процессах научного исследования.

2. Позитивизм и неопозитивизм в науке. Принцип верифицируемости знаний.

3. Методология неорационализма и критического рационализма. Фальсифицируемость как критерий демаркации науки. Проблема критерия истины.

4. Иррационализм в науке и философии. Интуитивизм в науке.

5. Методология прагматизма. Истина и успех. «Реорганизация» и «реконструкция» науки в прагматизме.

6. Методология исследования в феноменологии. Метод феноменологической редукции.

7. Проблема понимания и методология исследований в герменевтике. Истолкование и «предистолкование» текстов.

Основная литература

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. / П.П. Гайденко. М., 2010.

2. Гайденко П.П. История древнегреческой философии в ее связи с наукой. / П.П. Гайденко. М., 2009.

3. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие. / А.С. Лебедев. М., 2011.

4. Кохановский В.П. Философия науки: учеб. пособие / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева. М.; Ростов н/Д, 2005.

5. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. Общее введение в чистую феноменологию. М.: 2009.

6. Пирожкова С.В. Проблема научного предвидения в философии К. Поппера \\ Вопросы философии. 2010, №8.

7. Билалов М.И. Европейский ум и азиатский дух в философии и науке // Вестник Российского философского общества. 2009, № 1.

Дополнительная литература

1. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.

2. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации / В. Дильтей. М., 2000.

3. Рикер, П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера / П. Рикер. М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: