Методические указания. Содержание раздела «Философские основания и методология науки» определяется необходимостью осмысления фундаментальных составляющих научного и технического

Содержание раздела «Философские основания и методология науки» определяется необходимостью осмысления фундаментальных составляющих научного и технического знания, а также анализа многообразия методов классического и неклассического научного исследования. Знание данных методов позволяет использовать все их многообразие в процессе научной деятельности специалиста.

Изучая тему становления философских оснований науки, необходимо определить связь становления науки со становлением методологии и методов научного исследования в условиях античной и средневековой культуры.

Важно понять, что метод – это определенный способ, прием решения задачи. В целом это – внутренняя закономерность движения человеческого мышления в процессе познания. Метод – это ответ на пути, с помощью которого можно найти дорогу. В античности пришли к выводу, что ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный, - многознание уму «не научает».

Древнегреческий философ Платон (V-IV вв. до н. э.) в диалоге «Государство» изложил миф о пещере, символизирующий способы и установки познания. Чтобы понять суть предметов, которые находятся перед взором человека, не обязательно в них углубляться. Необходимо изменить метод исследования – просто обернуться, чтобы увидеть реальные фигуры, затем понять источник их передвижения, а также то, почему человек их видит, - их освещает солнце.

Следующий шаг в развитии методов познания – появление эмпиризма и рационализма.

Родоначальником эмпиризма, впервые обосновавшим надежность опыта и эмпирических методов познания, является Френсис Бэкон (1561-1626). Именно Бэкону принадлежит высказывание «знание – сила». По его мнению, знание становится силой, если используется единственный правильный метод познания – индукция, т.е. сбор и последующее обобщение эмпирических данных, полученных через опыт.

Важнейшей задачей наук является покорение природы и целесообразное преобразование культуры на основе познания. Для этого человека должен отказаться от предрассудков и ложных представлений – идолов. Идолы, или призраки постоянно преследуют человека, создают ложные представления, идеи и искажают лицо природы.

Эмпиризм Ф. Бэкона наиболее ярко проявился в его теории индуктивного метода познания. Господствовавший в то время дедуктивный умозрительно-силлогистический метод стремился предвосхищать факты и на этом основании постоянно впадал в ошибки. Своим опытно-индуктивным методом Бэкон ставит задачу только истолковывать факты.

Основателем, родоначальником рационалистического метода познания стал Рене Декарт (1596-1650). Декарт полагал, что в основу научного знания должна быть положена абсолютно достоверная информация, истинность которой усматривается человеком непосредственно, без доказательства. Этим положением является суждение «Я мыслю, следовательно, я существую». («Cogito ergo sum»). Иными словами, человек может сомневаться во всем, но любой сомневающийся во всем может не сомневаться в одном: сомневаясь, он мыслит. Следовательно, с этого можно и начинать свои позитивные рассуждения. Особое внимание на занятиях следует обратить на правила рационального научного познания, артикулированные Декартом в работе «Рассуждения о методе».

Тема № 2. Классическая и неклассическая наука в основаниях современного научного исследования

1. Научные знания как система. Структура науки. Научная рациональность. Идеалы и критерии научности.

2. Понятие закона в структуре научного познания. Первичные теоретические модели и законы.

3. Понятие научной парадигмы. Парадигма и парадигмальные образцы.

4. Научно-исследовательские программы в контекстах научного исследования

Основная литература

1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. / П.П. Гайденко. М., 2010.

2. Лешкевич Т.Г. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Т. Г. Лешкевич. М., 2006.

3. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы: учеб. / В.С. Степин. М., 2006.

4. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей / отв. ред. Т.П. Матяш. Ростов н/Д, 2007.

5. Лебедев С.А. Философия науки: учеб. пособие / С.А. Лебедев. М., 2011.

6. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М., 2008.

Дополнительная литература

1. Кун Т. Структура научных революций. М., 2004.

2. Стеклова И. В. Аксиологический аспект научной деятельности: моногр. / И.В. Стеклова. Саратов, 2010.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: