Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества как проявление линейных и нелинейных интерпретаций исторического процесса

Существует несколько подходов к определению характера исторического процесса:

· линейный (стадиально-поступательный);

· нелинейный (культурологический и цивилизационный).

Давно уже сложилось представление о том, что общество в целом проходит в своём развитии ряд последовательных ступеней, т.е. история человечества имеет единую логику и направленность. Первоначально это было связано с трёхчастной стадиальной типологией обществ, которые различались в зависимости от их принадлежности к ступеням дикости, варварства и цивилизации. При этом дикость связывалась с первобытной стадией общественного развития; варварство понималось как общество, переходное от первобытной к классовой структуре; цивилизация же толковалась как более сложно организованное общество. В рамках цивилизованного развития стали выделять Древность (античность), Средние века и Новое время. Наконец, марксистская социальная философия теоретически представила историю как закономерную последовательность общественно-экономических формаций. Такое философское понимание истории оказалось во многих отношениях плодотворным, хотя и не исчерпывающим всего многообразия её концептуальных проблем.

Реакцией на схематизм линейно-стадиального понимания всемирно-исторического процесса явилось широкое распространение плюралистических концепций философии истории. Последние отрицают единую линию развития человечества и обращают главное внимание на своеобразие отдельных исторических единиц, которые возникают, движутся к зрелости, а затем гибнут. На место схемы ступенчатого развёртывания истории встаёт утверждение множественности путей развития стран и народов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: