Социально-исторические и мировоззренческие основания философ-ской мысли эпохи Просвещения

XVIII столетие принято считать веком Просвещения. Термин «Просвещение» впервые был употреблен Вольтером и Гердером. Под Просвещением принято понимать идеологию, философию и культуру эпохи перехода от феодализма к капитализму, когда знания перестают быть уделом привилегированных сословий и начинают распростра-няться в массах, когда выходят в свет энциклопедии и словари. В центре идеологии Просвещения – вера в безграничные возможности разума и в здравый смысл: в сфере природы, индивидуальной и общественной жизни человека. Просветители культивиро-вали не просто разум, а разум научный. Именно развитие науки, по их мнению, стиму-лирует решение экономических, политических и социальных проблем. Отсюда стрем-ление к популяризации и распространению философских и научных достижений. Разум признается теперь единственным и высшим судьей всего существующего, призванным указать человеку правильный путь в личной и общественной жизни.

Одной из первоочередных своих задач просветители считали секуляризацию госу-дарственной власти, т. е. отделение церкви от государства. Они предусматривали опреде-ленный государственный контроль за деятельностью церквей и сект, направленный на то, чтобы они неукоснительно соблюдали гражданские законы и не занимались разжиганием религиозного фанатизма, вражды между приверженцами различных вероисповеданий. Просветители мечтали переделать человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны и, в конечном счете, окружающую, прежде всего общественную, среду.

Ранним представителем Просвещения явился французский мыслитель Пьер Бейль (1647–1706), написавший «Исторический и критический словарь», «Ответы на вопросы одного селянина», в которых проповедовал веротерпимость, религиозный ин-дифферентизм, идею о независимости морали от религии. Он был сторонником свобо-домыслия и подвергал критике различного рода догмы, в том числе религиозные.

Крупным деятелем Просвещения является Шарль Луи Монтескье (1689–1755), французский философ, писатель и историк. Важнейшие сочинения – «Персидские письма», «О духе законов». В первом из названных произведений Монтескье в завуа-лированной форме подверг критике государственный и политический строй современ-ной ему Франции. Второй труд Монтескье стал всемирно знаменитым. В нем упор де-лается на объективные законы материального мира, хотя и признается творение его Бо-гом (деизм). Теологической интерпретации исторического процесса мыслитель проти-вопоставил идеи географического детерминизма (он и считается основоположником географической школы в социологии). Согласно Монтескье, климат (в первую оче-редь!), почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер обще-ственного развития. Вслед за Локком, он был сторонником конституционной монархии, критиковал феодальный деспотизм и клерикализм, придерживался идеи разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Ярким представителем Просвещения был Вольтер (это псевдоним; настоящее имя – Франсуа Мари Аруэ; 1694–1778). В своих философских, художественных, публи-цистических произведениях он подверг острой, часто язвительной критике деспотизм и клерикализм. Важнейшие сочинения Вольтера: «Философские письма», «Философский словарь», «Трактат о метафизике», «Основы философии Ньютона», «Кандид», «Орле-анская девственница» и другие.

Вольтер стоял на позициях деизма, считал Бога архитектором Вселенной, который больше не вмешивается в состояние мира и дела людей. Сознание считал атрибутом мате-рии, зависящим от строения тела. Историю рассматривал как творение самих людей, ис-ключал провиденциализм, был против религиозного пессимизма и в то же время критико-вал безудержный оптимизм (в «Кандиде» разоблачал идею Лейбница о том, что «все идет к лучшему в этом лучшем из миров»). Вольтер в историю культуры вошел как певец сво-боды и свободомыслия. Видная роль принадлежит ему и в том, что он принимал участие в подготовке и издании «Энциклопедии». При жизни Вольтер был признанным вождем ев-ропейского свободомыслия, а после смерти стал его духовным символом.

Участие в «Энциклопедии» принимал и Жан Жак Руссо (1712–1778) – идеолог низших сословий, борец за социально-политическое и имущественное равенство людей. Им написаны произведения: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучше-нию нравов» (на этот вопрос автор дал отрицательный ответ, за что удостоился премии Дижонской академии), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или О воспитании». Подвергался гонениям реакционеров. Его труды были сожжены.

Руссо – философ-идеалист, моралист и психолог. Главные вопросы его филосо-фии: проблемы источника зла и неравенства. Он считал, что современная цивилизация – это цивилизация неравенства. Развитие наук способствовало ухудшению нравов. Глав-ный источник зла заключается в социальном неравенстве. Основная цель его произве-дений - показать порочность общества. «Человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах». Частная собственность стала основой будущего гражданского общест-ва и возникновения имущественного и политического неравенства. «Никакие узы не могли связать людей, которые ничем не владели». Кто-то первый придумал «это моѐ» и равенству пришел конец: человечество вступило в период кровавой борьбы.

Особая роль в Просвещении принадлежит французским философам-материалистам. Первым из них был Жан Мелье (1664–1729). Этот сельский священник написал незадолго до своей смерти единственное произведение «Завещание», в кото-ром дал глубокую и всестороннюю критику феодально-абсолютистского строя Фран-ции, призывал народ к революции, которая элиминировала бы дворянство и духовенст-во. Религию он рассматривал как результат сознательного обмана. Общефилософские воззрения Мелье были материалистическими и атеистическими.

Крупнейшим материалистом XVIII в. был Дени Дидро (1113–1284), один из главных редакторов «Энциклопедии» (соредактором был долгое время Жан Батист Д’Аламбер). За свою издательскую деятельность Дидро дважды был заключен в тюрьму.

Важнейшие сочинения Д.Дидро: «Мысли об объяснении природы», «Философские принципы материи и движения», «Разговор Д’Аламбера с Дидро», «Сон Д’Аламбера», «Племянник Рамо», «Жак – фаталист и его хозяин», «Монахиня» и др. В своем творчестве Дидро отстаивает идеи о материальности мира, утверждает единство материи и движения, а также единство материи и сознания. В гносеологии он следовал за Локком и исходил из сенсуализма, критиковал агностицизм и утверждал познаваемость мира. В значительной мере он обогатил свои материалистические воззрения элементами диалектики. Был сто-ронником республиканизма и идейно готовил буржуазную революцию во Франции.

Идеологом революционной буржуазии был и Поль Анри Гольбах (1723–1789); он был соратником Дидро и принимал участие в создании «Энциклопедии». Основное фи-лософское сочинение Гольбаха – «Система природы», в котором автор утверждает веч-ность и несотворенность материи, вслед за Джоном Толандом пишет о движении как способе существования материи. В понимании исторического процесса Гольбах пре увеличивал роль выдающихся личностей. Видное место в его творчестве занимает кри-тика религии и церкви. В своем «Карманном богословии» он в сатирической форме разбирает основные религиозные понятия. Будучи воинствующим атеистом, Гольбах с гордостью самого себя называл «личным врагом Бога».

Философ и врач Жюльен Офре де Ламетри ( 1709–1751) дал в своих трудах по-следовательное изложение механистического материализма. Наиболее известно его сочинение «Человек - машина», которое было по приговору сожжено, а автору при-шлось эмигрировать в Голландию. Атеист и материалист-метафизик, Ламетри исхо-дил из приоритета тела над духом, человеческий организм рассматривал как само-стоятельную заводящуюся машину, подобную часовому механизму, считал едиными по происхождению растительный и животный миры. Кроме названного произведения, написал книги «Естественная история души», «Человек - растение», «Система Эпику-ра» и др.

Сотрудничал с Дидро и Этьен Бонно де Кондильяк (1715–1780), который в сво-ем главном философском труде «Трактат об ощущениях» стремился вывести все зна-ния и духовные способности человека из ощущений.

Крупным французским материалистом-просветителем XVIII века был Клод Адриан Гельвеций (1715–1771). Важнейшие его труды – «Об уме», «О человеке». Формирование человеческой личности он ставил в полную зависимость от общественной среды, от воспи-тания. В этике стоял на позициях «теории разумного эгоизма», считая, что именно себя-любие, правильно понятый личный интерес составляют основу нравственности.

Вопрос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: