Картезианство

Картезианством принято называть философское направление, теоретическим источником которого были идеи французского мыслителя, видного математика Рене Декарта (1596–1650), латинизированное имя которого – Картезий (Cartesius); отсюда – «картезианство». Главные труды Декарта: «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии».

Для учения Декарта характерны дуализм, рационализм, приверженность дедук-тивному методу познания.

Декарт – один из родоначальников «новой философии» и новой науки, высту-пившей с требованием пересмотра всей прошлой традиции. Но в отличие от англий-ских философов, апеллировавших к опыту и наблюдениям, он обращался к разуму и самосознанию. Начинает глубокие философские рассуждения о мире Декарт с сомне-ния, с сомнения во всем. Но поскольку сомнение представляет собой определенную мысль, то он приходит к начальной истине о собственном существовании («Cogito, ergo, sum» – «Я мыслю, следовательно, существую»). Но кроме мысли (души) есть так-же тело. По Декарту, тела (физический мир) и мысли (духовный мир) существуют са-мостоятельно, независимо друг от друга. Таким образом, есть две субстанции; телесная имеет величину и делима на части, мыслящая же – без протяжения и не имеет частей. Материя у Декарта отождествлена с протяженностью и делима до бесконечности. Ок-ружающий мир Декарт понимает как машину, т.е. как гигантскую систему тонко сконструированных машин.

Для познания мира требуется такая наука, как механика, основанная на матема-тических расчетах, а также нужен эффективный метод. Декарт формулирует 4 основ-ные правила метода: 1) принимать за истинно существующее только то, что мыслится ясно и отчетливо; 2) изучаемое делить на как можно мелкие части; 3) двигаться от про-стого к сложному; 4) составлять как можно более полные перечни, чтобы ничего не упустить в познании.

Декарт выступил против телеологии, ввел понятие «рефлекс», сделал попытку найти в человеке «седалище души» (полагал, что душа – в единственной непарном ор-гане мозга, шишковидной железе затылочной части мозга), создал рационалистическую этику, в основе которой – аффекты и страсти души человека.

Последователями и продолжателями философии Декарта были Б. Спиноза, Х. Де Руа, А. Гейлинкс, Н. Мальбранш. Дуализм Декарта дал толчок к появлению окказионализма. В дальнейшем рационалистическое учение Декарта оказало влияние на другого философа-математика – Г. Лейбница.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: