Специфика философского понимания проблемы познания. Субъект и объект познания. Познание, творчество, практика. Практика как источник и критерий истины. Вера и знание как различные механизмы познания мира. Понимание и объяснение – задачи познавательного процесса. Различение естественнонаучного объяснения и гуманитарной интерпретации.
Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Интеллект и его возможности. Внеинтеллектуальные формы познания. Эмоционально-чувственное познание. Мистицизм как способ познания и самопознания. Инстинкт и интуиция. Гносеологический механизм веры.
Проблема истины. Истинность как главная гносеологическая характеристика знаний. Абсолютные и относительные истины. Способы проверки истинности знаний.
Действительность, мышление, логика и язык. Мышление как отражение действительности. Чувственное отражение и абстрактное мышление. Логика – наука о формах абстрактного мышления.
Тема 7. Научное познание
Научное и вненаучное знание. Особенности научного знания. Критерии научности. Проблема возникновения науки и варианты ее решения. Рождение современной науки в Новое время. Ненаучные и паранаучные формы знания, их познавательные возможности.
|
|
Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровень. Основные методы научного познания: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование, классификация. Формы научного познания: факт, понятие, категория, проблема, гипотеза, теория, концепция, принцип, закон.
Рост научного знания. Позитивистская модель эволюционного развития науки, ее противоречия. Постпозитивизм о механизмах развития научного знания. Концепция Т. Куна: научные революции и смены типов рациональности. Концепция И. Лакатоса: развитие науки через конкуренцию исследовательских программ.
Перспективы и пределы роста научного знания. Наука и техника. Научно-техническая революция.