Задания для работы с фрагментами текста первоисточников

А. Выделите противоположные характеристики науки и искусства. Придумайте конкретные примеры, иллюстрирующие эти характеристики.

Б. «Философия … есть искусство, а не наука». Докажите этот тезис, используя аргументацию, приведенную в тексте.

В. Исходя из смысла текста, определите философскую позицию автора, его принадлежность к тому или иному направлению философии.

Г. Сформулируйте определение философии, выражающее позицию автора.

Д. Выразите свое согласие или несогласие с позицией автора. Аргументируйте свою точку зрения.

«Задача наук – проникнуть во все отношения внешних предметов и явлений с тем, чтобы вполне подчинить их управлению человека. Задача искусств – пользуясь результатами познания и науки, искусственно воспроизвести действительные или только возможные отношения вещей с целью удовлетворить высшим субъективным потребностям человеческой природы, то есть потребностям чувства. Науки – это анализ, основа их – усвоение, орудие – наблюдение; искусства – это синтез, их основа – творчество, орудие – воображение. Эти черты слишком существенны, чтобы их можно было смешивать.

Выяснив в точности отношение искусства и науки, уже нетрудно прийти к выводу, что философия как синтез, как отражение субъективного, как результат творчества и есть искусство, а не наука. Такая перемена клички не сводится лишь к простому спору о словах: она способна произвести коренной переворот во взглядах на философию. Все недостатки, в которых упрекали эту последнюю, пока считали ее за науку, окажутся естественными ее свойствами и отчасти даже достоинствами, с той минуты, как она признана будет ветвью искусства. Общество сейчас же примирится с философией и философами, как скоро узнает в этих последних братьев поэтов и художников, которые не истину должны ему открывать, а только изображать перед ним внутренний мир человеческого сознания с его высшими потребностями, влечениями и идеалами. То, что должно быть, а не то, что есть – вот что раскрывает философия. Из абсолютных ее истины делаются относительными, противоречия и разногласия становятся в ней естественными и даже неизбежными, служа признаком уже не бедности, а богатства; наконец, дилетантизм многих философов в науках делается вещью извинительной и понятной: в деле творчества талант и гений всегда еще важнее, чем положительные знания, хотя известная доля последних, конечно, необходима.

… Откажемся же от тысячелетней иллюзии, что философия есть наука, и преклонимся перед нею в новой, более идущей к ее лицу одежде. С тем вместе перестанем верить в абсолютную цену ее созданий и ожидать, что она откроет нам тайну мироздания. Этой цели через сотни или тысячи лет достигнет, быть может, настоящая наука в ее медленном поступательном движении. К философии же станем прислушиваться с вниманием, как к вечно юной изобразительнице нашей внутренней жизни и выразительнице высших потребностей нашего чувства. Без чувства жить нельзя – будем же сознательно платить ему дань в этой, хотя и старой, но до сих пор неверно понятой форме».

Грот Н.Я. «Философия как ветвь искусства»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: