1. Как Вы считаете, правильно ли соответствие между именем мыслителя и тем, что он считал первоначалом мира:
| Анаксимандр — воздух | нет да |
| Анаксимен — апейрон | нет да |
| Гераклит — огонь | нет да |
| Фалес — вода | нет да |
2. Соотнисите философа и страну, культуру которой он представляет
| Ф. Бэкон | Германия Германия Англия Россия Франция Франция Дания |
| Р. Декарт | Германия Германия Англия Россия Франция Франция Дания |
| А. Камю | Германия Германия Англия Россия Франция Франция Дания |
| М. Хайдеггер | Германия Германия Англия Россия Франция Франция Дания |
| С. Кьеркегор | Германия Германия Англия Россия Франция Франция Дания |
| С.Л. Франк | Германия Германия Англия Россия Франция Франция Дания |
| И. Кант | Германия Германия Англия Россия Франция Франция Дания |
3. Установите соответствие имен философов и понятий, характеризующее его концепцию развития общества
| К. Маркс | Мировой разум Общественно-экономическая формация «Осевое время» |
| К. Ясперс | Мировой разум Общественно-экономическая формация «Осевое время» |
| Г.В.Ф. Гегель | Мировой разум Общественно-экономическая формация «Осевое время» |
4. Установите соответствие имен философов и выделяемых ими критерии истинности знания
| Р. Декарт | Ясность и самоочевидность идей Историческая практика Совокупность ощущений субъекта |
| К. Маркс, Ф. Энгельс | Ясность и самоочевидность идей Историческая практика Совокупность ощущений субъекта |
| Д. Юм | Ясность и самоочевидность идей Историческая практика Совокупность ощущений субъекта |
5. Установите соответствие трактовки истины с соответствующими философскими течениями
| Прагматизм | «Истина – характеристика психологического состояния личности» «Что истинно, истинно «само по себе»; истина тождественно едина, воспринимают ли ее в суждениях люди или чудовища, ангелы или боги» «Истинным является такое значение, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике» |
| Феноменология | «Истина – характеристика психологического состояния личности» «Что истинно, истинно «само по себе»; истина тождественно едина, воспринимают ли ее в суждениях люди или чудовища, ангелы или боги» «Истинным является такое значение, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике» |
| Экзистенциализм | «Истина – характеристика психологического состояния личности» «Что истинно, истинно «само по себе»; истина тождественно едина, воспринимают ли ее в суждениях люди или чудовища, ангелы или боги» «Истинным является такое значение, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике» |
6. Метод философского мышления, объясняющего мир в его единстве, противоречивости и динамике, называют ____________
Ответ: диалектическим
7. Установите соответствие понимания субстанции и философа, реализовавшего его в своей философии
| Г. Лейбниц | монизм плюрализм дуализм |
| Р. Декарт | монизм плюрализм дуализм |
| Б. Спиноза | монизм плюрализм дуализм |
8. Теоретический характер анализа всеобщих связей в системе «человек – мир» является отличительной особенностью ______________
Ответ: философии
9. «Второй природой» человека называют ___________
Множество, объединенное силой любви в свободное и органическое единство, противоположное индивидуализму, обозначалось в славянофильстве понятием
Ответ: соборности
10. Все то, что возникло естественным путем, называется __________
Ответ: природой
11. Установите соответствие имен философов и названия их сочинений, посвященных проблемам развития общества:
| Г.В.Ф. Гегель | «Философия истории» «Смысл и назначение истории» «Закат Европы» |
| О. Шпенглер | «Философия истории» «Смысл и назначение истории» «Закат Европы» |
| К. Ясперс | «Философия истории» «Смысл и назначение истории» «Закат Европы» |
12. Установите соответствие имен философов и этапов развития европейской философии:
| Фома Аквинский | Античность Средневековье Новое время Возрождение |
| Френсис Бэкон | Античность Средневековье Новое время Возрождение |
| Николай Кузанский | Античность Средневековье Новое время Возрождение |
| Диоген Синопский | Античность Средневековье Новое время Возрождение |
13. В основе пантеистической картины мира лежит принцип
| отождествления Бога и природы | ||
| противопоставления Бога и природы | ||
| отождествления Бога и человека | ||
| противопоставления природы и человека |
14. Философ, автор учения о множественности субстанций, – это
| Ф. Аквинский | ||
| Дж. Бруно | ||
| Августин | ||
| Г. Лейбниц |
15. Философское учение о познании называют
| метафизикой | ||
| гносеологией | ||
| онтологией | ||
| философской антропологией |
16. Современный этап в развитии культуры характеризуется
| медленными темпами смены систем ценностей | ||
| созданием глобальной коммуникационной сети | ||
| расцветом локальных культур | ||
| отсутствием опоры на традиции |
17. Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем
| Сократа | ||
| Д. Бруно | ||
| Гегеля | ||
| Н. Кузанского |
18. Простейший элемент любого вида социальной деятельности людей – это
| социальный статус | ||
| социальное взаимодействие | ||
| социальное действие | ||
| социальные отношения |
19. «Материя существовала не всегда, и был такой момент, когда ее не было вовсе», – утверждают
| креационисты | ||
| сциенисты | ||
| материалисты | ||
| спритуалисты |
20. Согласно учению Канта, время – это
| растяжение души | ||
| ожидающе-удерживающая актуализация | ||
| априорная форма чувственности | ||
| атрибут материи |
21. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в таком философском направлении как
| диалектический материализм | ||
| метафизический материализм | ||
| субъективный идеализм | ||
| объективный идеализм |
22. Философская антропология – это философское учение о
| природе | ||
| человеке | ||
| обществе | ||
| цивилизации |
23. В основе всех философских построений славянофильства лежала идея
| истинной веры и истинной церкви | ||
| справедливого общественного устройства | ||
| мировой революции | ||
| ориентации на лучшие достижения европейской мысли |
24. Философия первоначально понималась как
| любовь к мудрости | ||
| наука о человеке | ||
| учение об абсолютной истине | ||
| душа культуры |
25. Согласно Пармениду, бытие есть
| божественное творение | ||
| то, что неподвижно, неизменно и умопостигаемо | ||
| материальный мир | ||
| иллюзия |
26. Соотношение свободы и ответственности можно выразить следующим образом
| «Свобода освобождает человека от ответственности» | ||
| «Свобода и ответственность между собой не связаны» | ||
| «Ответственность есть следствие свободы» | ||
| «Наличие ответственности превращает свободу в несвободу» |
27. Вера в безграничные возможности человека характерна для философии
| ХХ века | ||
| Средневековья | ||
| Нового Времени | ||
| Античности |
28. То, что предшествовало творению, небытие обозначают в структуре космогонического мифа понятием
| хронос | ||
| топос | ||
| хаос | ||
| космос |
29. Позиция скептицизма связана с сомнением в
| возможности достижения достоверного знания | ||
| познаваемости мира | ||
| в существовании мира вообще | ||
| возможности научного познания |
30. К первоначалу, первопричине и носителю всего существующего относя
| природу | ||
| элементарные частицы | ||
| Вселенную? | ||
| субстанцию |
31. Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется
| культурными традициями | ||
| социальными нормами | ||
| самим человеком | ||
| философскими учениями |