1. Как Вы считаете, правильно ли соответствие между именем мыслителя и тем, что он считал первоначалом мира:
Анаксимандр — воздух | нет да |
Анаксимен — апейрон | нет да |
Гераклит — огонь | нет да |
Фалес — вода | нет да |
2. Соотнисите философа и страну, культуру которой он представляет
Ф. Бэкон | Германия Германия Англия Россия Франция Франция Дания |
Р. Декарт | Германия Германия Англия Россия Франция Франция Дания |
А. Камю | Германия Германия Англия Россия Франция Франция Дания |
М. Хайдеггер | Германия Германия Англия Россия Франция Франция Дания |
С. Кьеркегор | Германия Германия Англия Россия Франция Франция Дания |
С.Л. Франк | Германия Германия Англия Россия Франция Франция Дания |
И. Кант | Германия Германия Англия Россия Франция Франция Дания |
3. Установите соответствие имен философов и понятий, характеризующее его концепцию развития общества
К. Маркс | Мировой разум Общественно-экономическая формация «Осевое время» |
К. Ясперс | Мировой разум Общественно-экономическая формация «Осевое время» |
Г.В.Ф. Гегель | Мировой разум Общественно-экономическая формация «Осевое время» |
4. Установите соответствие имен философов и выделяемых ими критерии истинности знания
Р. Декарт | Ясность и самоочевидность идей Историческая практика Совокупность ощущений субъекта |
К. Маркс, Ф. Энгельс | Ясность и самоочевидность идей Историческая практика Совокупность ощущений субъекта |
Д. Юм | Ясность и самоочевидность идей Историческая практика Совокупность ощущений субъекта |
5. Установите соответствие трактовки истины с соответствующими философскими течениями
Прагматизм | «Истина – характеристика психологического состояния личности» «Что истинно, истинно «само по себе»; истина тождественно едина, воспринимают ли ее в суждениях люди или чудовища, ангелы или боги» «Истинным является такое значение, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике» |
Феноменология | «Истина – характеристика психологического состояния личности» «Что истинно, истинно «само по себе»; истина тождественно едина, воспринимают ли ее в суждениях люди или чудовища, ангелы или боги» «Истинным является такое значение, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике» |
Экзистенциализм | «Истина – характеристика психологического состояния личности» «Что истинно, истинно «само по себе»; истина тождественно едина, воспринимают ли ее в суждениях люди или чудовища, ангелы или боги» «Истинным является такое значение, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике» |
6. Метод философского мышления, объясняющего мир в его единстве, противоречивости и динамике, называют ____________
Ответ: диалектическим
7. Установите соответствие понимания субстанции и философа, реализовавшего его в своей философии
Г. Лейбниц | монизм плюрализм дуализм |
Р. Декарт | монизм плюрализм дуализм |
Б. Спиноза | монизм плюрализм дуализм |
8. Теоретический характер анализа всеобщих связей в системе «человек – мир» является отличительной особенностью ______________
Ответ: философии
9. «Второй природой» человека называют ___________
Множество, объединенное силой любви в свободное и органическое единство, противоположное индивидуализму, обозначалось в славянофильстве понятием
Ответ: соборности
10. Все то, что возникло естественным путем, называется __________
Ответ: природой
11. Установите соответствие имен философов и названия их сочинений, посвященных проблемам развития общества:
Г.В.Ф. Гегель | «Философия истории» «Смысл и назначение истории» «Закат Европы» |
О. Шпенглер | «Философия истории» «Смысл и назначение истории» «Закат Европы» |
К. Ясперс | «Философия истории» «Смысл и назначение истории» «Закат Европы» |
12. Установите соответствие имен философов и этапов развития европейской философии:
Фома Аквинский | Античность Средневековье Новое время Возрождение |
Френсис Бэкон | Античность Средневековье Новое время Возрождение |
Николай Кузанский | Античность Средневековье Новое время Возрождение |
Диоген Синопский | Античность Средневековье Новое время Возрождение |
13. В основе пантеистической картины мира лежит принцип
отождествления Бога и природы | ||
противопоставления Бога и природы | ||
отождествления Бога и человека | ||
противопоставления природы и человека |
14. Философ, автор учения о множественности субстанций, – это
Ф. Аквинский | ||
Дж. Бруно | ||
Августин | ||
Г. Лейбниц |
15. Философское учение о познании называют
метафизикой | ||
гносеологией | ||
онтологией | ||
философской антропологией |
16. Современный этап в развитии культуры характеризуется
медленными темпами смены систем ценностей | ||
созданием глобальной коммуникационной сети | ||
расцветом локальных культур | ||
отсутствием опоры на традиции |
17. Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем
Сократа | ||
Д. Бруно | ||
Гегеля | ||
Н. Кузанского |
18. Простейший элемент любого вида социальной деятельности людей – это
социальный статус | ||
социальное взаимодействие | ||
социальное действие | ||
социальные отношения |
19. «Материя существовала не всегда, и был такой момент, когда ее не было вовсе», – утверждают
креационисты | ||
сциенисты | ||
материалисты | ||
спритуалисты |
20. Согласно учению Канта, время – это
растяжение души | ||
ожидающе-удерживающая актуализация | ||
априорная форма чувственности | ||
атрибут материи |
21. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в таком философском направлении как
диалектический материализм | ||
метафизический материализм | ||
субъективный идеализм | ||
объективный идеализм |
22. Философская антропология – это философское учение о
природе | ||
человеке | ||
обществе | ||
цивилизации |
23. В основе всех философских построений славянофильства лежала идея
истинной веры и истинной церкви | ||
справедливого общественного устройства | ||
мировой революции | ||
ориентации на лучшие достижения европейской мысли |
24. Философия первоначально понималась как
любовь к мудрости | ||
наука о человеке | ||
учение об абсолютной истине | ||
душа культуры |
25. Согласно Пармениду, бытие есть
божественное творение | ||
то, что неподвижно, неизменно и умопостигаемо | ||
материальный мир | ||
иллюзия |
26. Соотношение свободы и ответственности можно выразить следующим образом
«Свобода освобождает человека от ответственности» | ||
«Свобода и ответственность между собой не связаны» | ||
«Ответственность есть следствие свободы» | ||
«Наличие ответственности превращает свободу в несвободу» |
27. Вера в безграничные возможности человека характерна для философии
ХХ века | ||
Средневековья | ||
Нового Времени | ||
Античности |
28. То, что предшествовало творению, небытие обозначают в структуре космогонического мифа понятием
хронос | ||
топос | ||
хаос | ||
космос |
29. Позиция скептицизма связана с сомнением в
возможности достижения достоверного знания | ||
познаваемости мира | ||
в существовании мира вообще | ||
возможности научного познания |
30. К первоначалу, первопричине и носителю всего существующего относя
природу | ||
элементарные частицы | ||
Вселенную? | ||
субстанцию |
31. Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется
культурными традициями | ||
социальными нормами | ||
самим человеком | ||
философскими учениями |