Объектом изучения физиологии является живой организм и функции его частей: клеток, тканей, органов и систем. Изучение организма здоровых людей позволит быстрее овладеть методами функциональной диагностики, оценить состояние здоровья и адаптации организма, уровень его функционирования по степени отклонения физиологических функций от нормы. Раскрытие закономерностей физиологии человека–необходимое условие дальнейшего увеличения продолжительности жизни, рациональной организации оздоровления и облегчения условий труда и быта, открытия новых методов предупреждения и лечения заболеваний. Физиология–основа социальной и личной гигиены, охраны здоровья матери и ребенка, школьной гигиены, рациональной организации труда, учебного процесса в школах. Таким образом, на знании нормальных функций организма человека основана, как профилактическая, так и клиническая медицина.
2.8. Тематический план: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия (лекций, практических, самостоятельной работы)
|
|
Тематический план лекций
Темы | Форма проведения | Продолжи тельность занятия (в часах) | |
Кредит №1 | |||
Функциональные особенности возбудимых структур. Системная регуляция двигательной функции. | Интерактив- ная обзорная | ||
Функциональная система пищеварения. Принципы и механизмы регуляции пищева- рения. Общее понятие об обмене веществ в организме. | Интерактив- ная обзорная | ||
Общие вопросы физиологии дыхания. Общие вопросы физиологии крови. | Интерактив- ная обзорная | ||
Всего часов: | |||
Кредит №2 | |||
Функциональная характеристика системы кровообращения. Регуляция сердечной деятельности. Основы гемодинамики. | Интерактив- ная обзорная | ||
Физиологические механизмы мочеобразова- ния и мочевыделения. Физиологические ме-ханизмы репродукции у мужчин и у женщин. | Интерактив- ная обзорная | ||
Основные закономерности функционирова- ния головного и спинного мозга. Физиология сенсорных систем. | Интерактив- ная обзорная | ||
Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечнико вой системы в регуляции деятельности организма. | Интерактив-ная обзорная | ||
Всего часов: | |||
Итого: |
Тематический план практических занятий
№ | Темы | Форма проведения | Продолжи- тельность занятия (в часах) | |
Кредит №1 | ||||
Введение в курс физиологии. Физиоло гия как научная основа медицины, оценки состояния здоровья и работоспо собности человека. Особенности совре менного периода развития физиологии. | Работа с учебниками и пособиями. | |||
Методы исследования, применяемые в физиологии. Раздражимость. Возбудимость. Физиология мышц. | Работа с аппаратурой. Обсуждение результатов. | |||
Функции пищеварительного аппарата. Пищеварение: типы. Основные принципы и механизмы регуляции пищеварения. Пищева- рение в полости рта, желудке. | Освоение клинико-физиологических методик. | |||
Состав и свойства поджелудочного сока, его секреция. Роль печени в пищеварении. Желчеотделение и желчевыделение. Кишечная секреция. Всасывание, его механизмы. Регуляция всасывания. | Освоение клинико-физиологических методик. | |||
Функциональная система, обеспечивающая постоянство газов крови. Дыхательный цикл. Внешнее дыхание. Газообмен между кровью и тканями. Регуляция дыхания. | Работа с аппаратурой и обсуждение результатов исследования. | |||
Физиология крови. Понятие о системе крови. Основные функции крови. Состав и коли- чество крови человека. Защитные свойства крови. Лейкоцитарная формула, клиническое значение. Тромбоциты, количество, функции. Гемостаз. Фибринолиз. Группы крови и резус-фактор. | Освоение клинико-физиологичес ких методик. | |||
Всего часов: | ||||
Кредит №2 | ||||
Физиологические свойства сердечной мышцы. Сердечный цикл и его фазовая струк- тура. Регуляция сердечной деятельности. | Работа с электронными пособиями, муляжами и контрольными схемами и с аппаратурой. | |||
Основные законы гемодинамики. | Освоение клинико-физи ологических методик. | |||
Основные процессы мочеобразования. Конечная моча, ее состав. Регуляция половых функций. Фазы полового цикла. | Работа с элек тронными пособиями, муляжами и контрольными схемами. Рабо та в малых группах. | |||
Роль ЦНС в интегративной приспособительной деятельности организма. Физиология вегетативной нервной системы. | Работа со схемами и контрольными вопросами. Работа в малых группах. | |||
Понятие об анализаторах. Зрительный и тактильный анализаторы. Вкусовой анализа- тор. Слуховой анализатор. Вестибулярный анализатор. Обонятельный анализатор. Соматосенсорная система. Двигательный анализатор. Температурный анализатор. | Освоение клинико-физиологичес ких методик. Работа с аппаратурой и обсуждение результатов исследования. | |||
Общая физиология желез внутренней секреции. Структурно-функциональная организация эндокринной системы. Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система. Стресс. Щитовидная и околощито- видные железы и их роль. Половые железы. Мужские и женские половые гормоны, их роль в регуляции обмена веществ и функций организма. Эпифиз. Вилочковая железа. | Работа с цветными фотографиями, муляжами, схемами и контрольными вопросами. Работа в малых группах. | |||
Всего часов: | ||||
Итого: | ||||
|
|