Характеристика общеразвивающих упражнений

Предназначенные для развития отдельных мышеч­ных групп общеразвивающие упражнения являются мощным средством укрепления здоровья вообще: они совершенствуют деятельность двигательного анализа­тора в целом, активизируют обмен веществ, трениру­ют сердечно-сосудистую систему и дыхательный аппа­рат. В результате повышается общая работоспособность организма.

Общеразвивающие упражнения активно формируют координацию — умение согласовывать одновременные дви­жения разных частей тела; гибкость — способность выпол­нять движения с большей амплитудой; равновесие — ус­тойчивое положение на уменьшенной и повышенной опо­ре; точность — умение фиксировать движение в соответ­ствии с каким-нибудь сигналом; пространственные и вре­менные ориентировки — выполнение движения в нуж­ном направлении, в соответствующем ритме и темпе.

Упражнения имитационного характера пробуждают творческую фантазию детей. Объективные особенности общеразвивающих упражнений приучают детей действо­вать согласованно, а музыкальное сопровождение актив­но содействует этому и развивает художественный вкус.

Таким образом, общеразвивающие упражнения - дей­ственное средство разностороннего развития ребенка.

Характеристика и классификация общеразвиваю­щих упражнений

Для общеразвивающих упражнений характерно то, что в каждом из них согласуется динами­ческая работа одних мышц и статическая нагрузка на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные части тела. Упражнения состоят из эле­ментов, которые могут выполняться отдельно. Поэтому можно произвольно увеличивать нагрузку на ту или иную группу мышц с целью, например, корригирования.

В зависимости от степени доминирующего воздействия на отдельные группы мышц общеразвивающие упражне­ния классифицируются по анатомическому признаку:

1) для мышц рук и плечевого пояса;

2) для мышц туловища;

3) для мышц ног.

Для использования в разных формах работы с детьми общеразвивающих упражнений их принято группировать по принципу комплекса.

Комплекс - подбор упражне­ний, обеспечивающий нагрузку на все основные группы мышц. Педагогическая направленность комплекса зави­сит от конкретных задач. Например, комплекс общераз­вивающих упражнений для физкультурного занятия в отличие от утренней гимнастики должен обеспечивать не только общую, но и специальную подготовку для ус­пешного выполнения основных движений. Но неизмен­ными критериями правильного подбора являются согласованность движений по анатомическому признаку, их размещение по принципу сверху вниз (первое упражне­ние всегда для рук и плечевого пояса), наличие разных исходных положений.

Исходное положение - это положение туловища, ног и рук перед началом упражнения. От исходного положе­ния зависят дифференциация нагрузки на мышцы (ди­намическая, статическая), степень нагрузки, устойчивое положение тела, сложность упражнения, амплитуда дви­жения, комбинация двигательных действий.

В общеразвивающнх упражнениях для детей дошколь­ного возраста типичны следующие исходные положения:

1) для туловища - стоя, сидя, лежа (на спине, живо­те, боку), а также стойка с согнутыми ногами (на одном и двух коленях, на четвереньках);

2) для ног — основная стойка (пятки вместе, носки врозь), сомкнутая стойка (носки и пятки вместе), стойка ноги врозь (слегка расставлены, на ширине плеч, одна нога впереди, другая - сзади), скрестная стойка (одна нога перед другой);

3) для рук (по отношению к туловищу) — руки вытяну­ты (вниз, вперед, в стороны, вверх, назад), руки согнуты (на поясе, к плечам, перед грудью, на голове, за головой).

Варьируя исходные положения, можно создавать мно­гочисленные разновидности одного и того же упражне­ния. Каждое правильно построенное упражнение закан­чивается исходным положением.

Использование предметов в общеразвнваюшкх уп­ражнениях

Общеразвивающие упражнения выполняют­ся без предметов и с предметами (погремушками, куби­ками, флажками, ленточками, обручами, палками, с при­родным материалом — шишками, снежками и др.), на предметах (скамейках, стульях), у предметов (у гимнас­тической стенки и деревьев и др.).

Использование предметов придает упражнениям харак­тер конкретных заданий (поднять, положить, достать, до­тянуться), делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия.

Предметы усиливают корригирующую функцию уп­ражнений, особенно жесткие (палки, обручи, скамейки и др.), создающие эффект сопротивления. Естественно совершенствуется и мелкая мускулатура — предметы приходиться захватывать, удерживать, перекладывать из одной руки в другую.

Главный критерий при выборе предметов - целесооб­разность. Предмет должен работать на упражнение, уве­личивать его полезность, а не просто занимать руки. Предмет и действие должны логично сочетаться. Напри­мер, кубики, которые должны встретиться над головой или за спиной, стимулируют законченность и точность действий; повороты с палкой дают наибольший эффект, если палка находится за спиной на лопатках или на лок­тевых сгибах, а не в вытянутых вперед руках; упражне­ния с большим мячом должны строиться так, чтобы руки можно было бы время от времени освободить и глубоко вздохнуть и т.д.

В этом плане вызывает сомнение полезность упражне­ний с круговой веревкой: дети разного роста, с разной длиной рук, "связанные одной веревочкой", невольно тянут ее каждый в свою сторону. Ничего, кроме неудов­летворения, такие упражнения не приносят.

Необходимо принимать во внимание и возраст до­школьников. В младших группах доминируют предметы, создающие преимущественно эмоциональный эффект — по­гремушки, ленточки, кубики, султанчики.

Методика обучения общеразвивающим упражнени­ям

Цель и смысл методики руководства - обогащение я совершенствование двигательного опыта детей. Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвиваю­щим упражнениям зависит от возраста детей, вида уп­ражнений, формы организации физического воспитания, специфики педагогических задач.

Вместе с тем руководящие усилия воспитателя кон­центрируют типичные для любой возрастной группы пе­дагогические приемы:

1) построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений;

2) раздача пособий;

3) способы подачи упражнений;

4) контроль за ходом выполнения упражнений.

Младшая группа. Дети младшей группы общеразвивающие упражнения выполняют вместе с воспитате­лем. На первом этапе обучения дети размещаются на пло­щадке хаотично. Педагог должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно. Нуж­но одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети строятся на упражнения в круг, воспитатель становится вместе с детьми по кругу, а не в центре. Для того, чтобы все дети хорошо видели лицо воспитателя, он должен периодически пере­мещаться по кругу.

Способ раздачи предметов нужно хорошо продумать, чтобы времени на этот организационный момент трати­лось как можно меньше, а самостоятельность детей воз­растала. На первых порах воспитатель сам раздает куби­ки, погремушки и другие предметы, положенные для удобства в открытую коробку.

Экономя время и одновременно приучая детей ходить по большому кругу, можно предварительно разложить предметы по кругу. После окончания упражнений дети сами положат их в коробку. Постепенно дети учатся раз­бирать предметы, не замедляя темпа движения. Пособия целесообразно разместить по ходу движения детей спра­ва - на скамейке, стоящих в ряд стульях, стационарных полочках, специальных подставках и даже прямо на полу,

В младших группах не используется предварительный показ общеразвивающих упражнений: импульсивные малыши не умеют ждать. Тем большее значение имеет выразительное называние каждого упражнения, которое помогает детям понять и запомнить выполняемое дей­ствие.

Многие упражнения имеют традиционные названия - условные (наклон, поворот) или образные (велосипед, лыжник). Если нет традиционного названия, желатель­но предусмотреть свое. Например: "Будем показывать ла­дошки и прятать их... Покажем как гуси машут крыль­ями... Будем обезьянками, которые едят бананы..." На­зывание обеспечивает психологическую готовность детей к действию.

Требовать от малышей четкого исходного положения не следует. Но подготовить детей к выполнению упраж­нений хотя бы в самом общем виде необходимо. Игровой тон общения с детьми поможет воспитателю и в данной ситуации: "Поставьте ножки на узенькую дорожку... Поставьте ноги так, чтобы получились широкие ворота... Держите ладошки так, как будто они вместе спрятались в одну варежку..." Постепенно условная терминология вытесняется общепринятой.

Обеспечивая более или менее слаженные двигатель­ные реакции, воспитатель проговаривает действия и вы­полняет их вместе с детьми.

Выполнение доминирующих в младших группах ими­тационно-образных упражнений (воробышки, гуси, жуки, поезд и др.) требует от воспитателя использования раз­ных средств художественной выразительности — соответ­ствующей интонации голоса, мимики, необходимых же­стов. Иначе говоря, чтобы заинтересовать малышей и вызвать соответствующую ответную реакцию, упражне­ние надо сыграть.

Средняя группа. Возросшие функциональные воз­можности и приобретенный двигательный опыт — хоро­шая основа для совершенствования обучения общеразвивающим упражнениям по всем названным параметрам детей средней группы.

Чаще всего для выполнения общеразвивающих упраж­нений дети строятся в звенья, которые выводят вперед назначенные воспитателем звеньевые. Как уже говори­лось, звеньев должно быть немного (3-4) и размещаться они должны вдоль площадки. Но возможно и построение в круг, особенно, если в комплексе доминируют упраж­нения в исходном положении сидя и лежа, а дети еще не научились держать дистанцию.

В тех случаях, когда упражнения сидя и лежа выпол­няются при построении в звенья, необходимо распоря­диться, чтобы дети повернулись вполоборота направо или налево. (Иначе они будут мешать друг другу: ведь раз­мыкались на вытянутые руки, а они короче, чем ноги.)

Если группа состоит из детей контрастного роста, то после перестроения в звенья воспитатель должен перей­ти на противоположную сторону и предложить детям повернуться кругом, чтобы те, кто меньше ростом, ока­зались впереди.

В интересах дела или просто для разнообразия иногда можно размещаться на площадке хаотично: "Посмотрим, все ли умеют находить себе удобное место..."

Самый рациональный способ раздачи пособий - раз­бор по ходу. Надо, чтобы дети научились делать это не замедляя темпа движения.

К ставшим уже привычными кубикам, ленточкам, флажкам добавляются палки и обручи. Детям предстоит освоить разные хваты этих предметов, чтобы движение не выглядело скованным и естественная координация не нарушилась. Палку можно нести горизонтально, держа хватом сверху за середину. Можно направить ее "носом вниз", для чего указательный палец надо выпрямить вдоль палки. В положении «палка на плечо» нижний ее конец надо подпирать указательным пальцем и не фиксировать руку. Обруч можно держать прямой рукой хва­том сверху, а можно нести, повесив на плечо, естественно двигая рукой. Во время выполнения общеразвивающих упражнений предметы надо держать так, как подсказывает действие.

Самым характерным усложнением общеразвивающих упражнений в средней группе становится их выполнение под счет. Это обеспечивает слаженность и четкость дви­жений и является важным показателем обученности де­тей. Счет должен фиксировать действие. Это следует акцентировать при показе.

В отличие от младшей группы при разучивании общеразвивающих упражнений, как правило, имеет место предварительный показ в сочетании с объяснением.

Порядок действий воспитателя:

- назвать упражнение (это обеспечивает психологическую готовность к действиям);

- показать упражнение, сопровождая показ объясне­нием;

- подготовить детей к выполнению, называя детали исходного положения, например: "Поставьте ноги на ширину плеч, руки — в стороны ладошками вверх...";

- обеспечить одновременное начало выполнения, ко­мандой "Начи-най!";

- начинать упражнение вместе с детьми, а после 2-3 повторений, предоставить детям продолжать его само­стоятельно;

- обеспечить одновременное окончание упражнения, для чего необходимо сделать акцент на счете "два" при последнем повторении.

Главной целью общеразвивающих упражнений является формирование правильной осанки. Осанка во многом зависит от положения позвоночника и таза. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц-сгибателей уравновешивается тягой мышц-разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Общий смысл конт­роля за выполнением общеразвивающих упражнений состоит в поддержании и постоянном наращивании мы­шечного тонуса. Необходимо, в частности, следить за тем, чтобы в исходном положении стоя тяжесть тела равномерно распределялась на обе ноги. Привычка ослаблять одну ногу приводит к тому, что таз принимает косое положение, и позвоночник изгибается в одну сторону. Сим­метричные упражнения (наклоны в стороны, поочеред­ное поднимание ног и др.) должны повторяться четное число раз, чтобы нагрузка на обе стороны тела была оди­наковой.

Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений. Очень важно уметь ритмично вести счет. На первом этапе нужно чередовать счет со словами-ука­заниями (наклониться - выпрямиться... раз — два...). Темп счета зависит от характера двигательных действий. Так, прогибания и повороты в положении лежа, подни­мание прямых ног в положении сидя и им подобные вы­полняются в медленном темпе.

Словесные комментарии педагога — подсказки, сове­ты, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упражнений. Иногда бывает необходимо помочь ребенку действием — поправить, поддержать. Воспитатель дол­жен уметь делать это, не прерывая и не останавливая остальных детей.

Старшая группа. Старшие дошкольники должны выполнять общеразвивающие упражнения четко, выра­зительно, слаженно, ритмично.

Кроме того, общеразвивающие упражнения — благодатный материал для развития детского двигательного творчества, стимулирования инициативных и самостоятельных действий. Задача воспитателя - создавать ситу­ации, в которых дети могли бы реализовать приобретен­ный двигательный опыт, проявить находчивость, изоб­ретательность.

Построение в звенья проводится перестроением через; середину площадки по три. В таком варианте каждый ребенок активен, вынужден быстро ориентироваться в пространстве, а не идти пассивно за звеньевым. Для выполнения упражнений в парах дети перестраивают­ся через середину по два или по четыре. В последнем случае целесообразно применить дробление и сведение.

Используется также построение шеренгами, в шахматном порядке, концентрическими кругами, а в природных условиях и хаотично.

Пособия разбираются детьми, как правило, по ходу, хотя возможны и другие варианты. Например, построившимся на упражнения детям воспитатель объявляет, что они будут выполнять упражнения с разными предметами и каждый может взять себе, что хочет (палку, мяч, обруч, флажки и др.). Звенья рассыпаются на короткое время, а потом каждый становится на свое место.

Схема действий воспитателя, в принципе, такая же, как в средней группе. Но показ может быть частичным. Практикуется использование действий без показа в це­лях специфического контроля.

Стимулируя детскую изобретательность, можно ис­пользовать показ упражнений детьми.

Качество выполнения упражнений детьми» их слажен­ность и выразительность во многом зависят от умений воспитателя вести счет и вносить словесные коммента­рии в ритм и темп упражнений.

Счет фиксирует действие и приучает детей к самокон­тролю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: