Методы исследования в теории физического воспитания

Теория и методика физического воспитания как инте-грацион­ная наука включает широкий круг проблем, изучение которых свя­зано с достижением смежных наук.

 

В исследованиях по теории и методике физического воспитания используются как специальные методы, так и методы смежных наук — социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, врачебного контроля и т.д.

Наиболее широко применяются методы педагогического исследования.

Педагогическое наблюдение состоит в восприятии дея-тельно­сти детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педаго-гического процесса. Наблюдение может быть непосред-ственным, опосредованным, открытым, скрытым. Педагогическое на­блюдение позволяет в непринужден-ной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы. Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, мат­ричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фикси­руются время, место, коли-чество участников, качество наблюде­ния.

В качестве метода исследования используется беседа, позволя­ющая изучить личность детей, педагогов. Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с последующим анализом записей.

В теории и методике физического воспитания широко исполь­зуется анкетирование. Анкета состоит из спе-циально подобранных вопросов и возможных стандарт-ных вариантов ответов. При подведении итогов анкетирования используется метод ма­тематической статистики.

Педагогический эксперимент — организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее поставленными иссле­довательскими целями.

Он включает в себя комплексный метод научного познания и опирается на данные смежных наук, требуя от исследователя оп­ределенного педагогического мастерства. Педагогический эксперимент обычно состо-ит из констатирую­щего, формирующего и итогового.

В констатирующем эксперименте проводится анализ со­стояния работы по исследуемой проблеме.

В формирующем эксперименте — разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации дви­гательной деятельности и методика, которые проверяются на прак­тике.

В заключительной, или итоговой, части эксперимен-таль­ной работы осуществляется сравнительный анализ состояния ра­боты до и после проведения эксперимента. Делаются выводы по результатам работы и даются рекомендации для совершенствова­ния работы по физии-ческому воспитанию в практике детских учреждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: