Теория и методика физического воспитания как инте-грационная наука включает широкий круг проблем, изучение которых связано с достижением смежных наук.
В исследованиях по теории и методике физического воспитания используются как специальные методы, так и методы смежных наук — социологии, психологии, нейропсихологии, физиологии, спортивной метрологии, врачебного контроля и т.д.
Наиболее широко применяются методы педагогического исследования.
Педагогическое наблюдение состоит в восприятии дея-тельности детей, анализе деятельности педагога. Сущность наблюдения заключается в познании педаго-гического процесса. Наблюдение может быть непосред-ственным, опосредованным, открытым, скрытым. Педагогическое наблюдение позволяет в непринужден-ной, естественной обстановке изучить интересующие вопросы. Результаты наблюдений заносятся в дневник, протокол, матричную запись или журнал. В записи данных наблюдений фиксируются время, место, коли-чество участников, качество наблюдения.
|
|
В качестве метода исследования используется беседа, позволяющая изучить личность детей, педагогов. Результаты беседы лучше фиксировать на магнитофоне с последующим анализом записей.
В теории и методике физического воспитания широко используется анкетирование. Анкета состоит из спе-циально подобранных вопросов и возможных стандарт-ных вариантов ответов. При подведении итогов анкетирования используется метод математической статистики.
Педагогический эксперимент — организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее поставленными исследовательскими целями.
Он включает в себя комплексный метод научного познания и опирается на данные смежных наук, требуя от исследователя определенного педагогического мастерства. Педагогический эксперимент обычно состо-ит из констатирующего, формирующего и итогового.
В констатирующем эксперименте проводится анализ состояния работы по исследуемой проблеме.
В формирующем эксперименте — разрабатывается новое содержание, системный подход к разным формам организации двигательной деятельности и методика, которые проверяются на практике.
В заключительной, или итоговой, части эксперимен-тальной работы осуществляется сравнительный анализ состояния работы до и после проведения эксперимента. Делаются выводы по результатам работы и даются рекомендации для совершенствования работы по физии-ческому воспитанию в практике детских учреждений.