Мышление

Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характери-зующийся обобщениями и опосредованным отражением действительности.

Современная психологическая наука рассматривает мышление как активную психическую деятельность, направленную на решение определенной задачи, которая подчиняется всем законам психической деятельности. Мышление возникает лишь при наличии соответствующего мотива и постановке определенной задачи (цели). Мыслительная деятельность проходит ряд этапов и стадий.

Стадии мышления:

1) предварительная ориентировка в условиях задачи;

2) формирование программы и выбор средств решения задачи;

3) непосредственное осуществление различных операций, направленных на решение задачи;

4) контроль за промежуточными и конечными результатами;

5) сличение конечного результата с условиями задачи и ожидаемым результатом.

У человека различают два основных вида мышления: наглядно-образное (конструктивное) и словесно-логическое (дискурсивное). Последнее функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний период филогенетического и онтогенетического развития мышления.

Мозговая организация мышления.

В осуществлении мышления принимает участие практически весь мозг, но разные его участки по-разному, внося свой специфический вклад. Так, например, теменно-затылочные области обеспечивают пространственный анализ и синтез поступающей информации, формируя наглядно-образное и пространственно-временное мышление. Височная область участвует в формировании последовательных дискурсивных вербальных операций. Премоторная область – во временной организации всех психических процессов. Лобные доли способны к операциям анализа и синтеза, извлечению причинно-следственных связей, обобщений и различий из явлений действительности, абстрагированию, они формируют структуру интеллектуальной деятельности. Благодаря лобным долям человек осознает себя и свои действия, программирует и контролирует их.

Необходимо отметить, что правое и левое полушария по-разному перерабатывают поступающую информацию. Направление по изучению проблемы функциональной асимметрии полушарий выросло на основе большого количества фактов, указывающих на неравнозначную роль левого и правого полушария в различных психических процессах. Основная масса работ в этой области связана с анализом роли полушарий в протекании вербальных и невербальных функций. Исходное положение здесь следующее: функциональная асимметрия понимается как разные по характеру и функциям участие левого и правого полушарий в любой психической функции. Таким образом, оба полушария принимают участие в любой психической функции, но для каждой психической функции одно из полушарий будет ведущим, либо левое, либо правое. Кратко это можно выразить следующим образом: левое полушарие – вербальное, обрабатывающее информацию последовательно, произвольно и обладает функцией абстрагирования, принимает участие в оценке времени. Правое полушарие - невербальная, синтетическая, конкретная, непроизвольная, одномоментная обработка информации, оценка пространства.

Таким образом, проблема правого и левого полушария – это выявить, какими конкретно характеристиками, тактиками работает каждое из полушарий и как эти тактики и характеристики взаимодействуют в совместной работе двух полушарий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: