Методика ЛФК

Методика физических упражнений изменяется на протяжении курса лечения и реабилитации в зависимости от характера заболевания, его течения, состояния и физической подготовленности больного, а также от типа лечебно-профилактического учреждения (стационар, поликлиника, санаторий).

Важнейшим принципом методики применения физических упражнений в лечебных и реабилитационных целях является их дозировка, учитывающая общий объем и интенсивность физической нагрузки.

Интенсивность физических упражнений может быть малой, умеренной, большой и максимальной. К упражнениям малой интенсивности относятся движения небольших мышечных групп, выполняемые преимущественно в медленном темпе (движения пальцев, суставов). К упражнениям умеренной интенсивности относятся движения, выполняемые средними и крупными мышечными группами в медленном и среднем темпе (упражнения на гимнастических снарядах, тренажерах, ходьба, бег, ходьба на лыжах). Упражнения большой и максимальной интенсивности характеризуются вовлечением в работу большого числа мышц и быстрым темпом движений (бег на скорость, значительные нагрузки на тренажерах, спортивные игры и т.д.).

Дозировка в ЛФК – установление суммарной дозы (величены) физической нагрузки при применении как одного физического упражнения, так и комплекса упражнений. Дозировка нагрузки зависит от выбора исходных положений (три основных исходных положения: лежа, сидя, стоя и их варианты); подбора физических упражнений (с учетом принципа постепенности и новизны); их продолжительности (фактическое время, затрачиваемое больным на выполнение упражнений); количества повторений каждого упражнения (для мелких мышечных групп повторений большее, чем для крупных); темпа движения (медленный, средний, быстрый); амплитуды движений; степени напряжения; сложности движения (постепенно усложнять упражнения); ритма движений (правильно подобранный ритм отдаляет наступление утомления).

ЛФК условно делиться на соответствующие периоды – отрезки времени, характеризующие анатомо-функциональное состояние поврежденного органа и всего организма в целом. Различают три периода:

Первый период (щадящий) – острый период вынужденного положения, или иммобилизации, когда анатомическое и функциональное состояние органа и всего организма в целом нарушены. Например, при переломе костей предплечья нарушены анатомическая целостность костей и функции поврежденной конечности.

Задачами первого периода являются: 1) предупреждение осложнений; 2) стимуляция процессов реабилитации; 3) профилактика застойных явлений. Физиологическая кривая на этом этапе в основном одновершинная с максимальным подъемом в центре основной части занятия ЛФК. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:1. Темп медленный и средний. В занятие включается 25% специальных и 75% общеразвивающих и дыхательных упражнений.

Второй период (функциональный) – период восстановления функций, когда анатомически орган в основном восстановлен, а функция его еще резко нарушена. Например, при переломе иммобилизация снята, костная мозоль образована, но движения в суставах ограничены.

Задачи второго периода: 1) ликвидация морфологических нарушений; 2) восстановление функций больного органа; 3) формирование компенсаций. Физиологическая кривая многовершинная, исходные положения разные. Отношения дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:2. Темп средний. В занятие включается 50% общеразвивающих и дыхательных упражнений.

Третий период (тренировочный) – этап окончательного восстановления функций не только пострадавшего органа, но и всего организма в целом. Например, после перелома костей предплечья наступило полное восстановление, костная мозоль окрепла, подвижность в суставах приблизилась норме, но большие физические нагрузки – висы, упоры, поднятие тяжестей больной выполнить не может. Необходимо постепенно восстановить возможность выполнения этих упражнений.

Задачи третьего периода: 1) ликвидация остаточных морфологических и функциональных нарушений; 2) адаптация к производственным и бытовым нагрузкам; 3) тренировка всего организма. Физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения различные. Темп медленный, средний и быстрый. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:3. В занятие включается 75% специальных упражнений и 25% – общеразвивающих и дыхательных.

В соответствии с периодами ЛФК подбирается режим двигательной активности. В первый период больным назначается постельный режим: 1) строгий постельный режим для обеспечения полного покоя; 2) постельный облегченный режим (можно поворачиваться и садиться, выполнять движения конечностями). Во второй период – полупостельный режим (больной половину дневного времени проводит в положении сидя, ходит по палате). Третий период – свободный режим (больной почти все дневное время проводит сидя, стоя и в ходьбе).

В санаториях, домах отдыха и профилакториях назначаются двигательные режимы, приведенные в табл. 2.5.1.

Таблица 2.5.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: