Французский материализм и Просвещение

Просвещение объединило всех прогрессивно мыслящих представителей – естествоиспытателей, представителей культуры и искусства, политических деятелей, юристов и философов. Ему свойственны радикальная критика церкви и принципов религии, французского абсолютизма и метафизики. Виднейший мыслитель французского Просвещения –

Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778.)Он резко критиковал феодальную идеологию и религию и при этом требовал религиозной свободы, подчёркивал «общественность человека», требовал равенства людей, которое понимал как политическое равенство перед законом и правом. Эгоизм, страсти и влечения являются первопричиной всех человеческих импульсов, которые ведут к деяниям и объединяют людей и приводят к образованию городов и государств.

Жан Жак Руссо. (1712-1778). Занимался критикой науки и цивилизации, поскольку современная цивилизация отстаивала неравенство людей. Разделение труда также разрушило естественную целостность и гармоничность человеческой жизни. Специализация усиливает зависимость человека от труда людей других профессий, превращает человека в частицу большого целого, порождает крайнюю односторонность. В результате возникают не только отчуждение, разобщённость между людьми различных профессий, но и противоречие между личной и общественной деятельностью. Руссо предложил новый проект естественной морали.

Руссо считал, чувство самостоятельной формой духовной деятельности человека. Чувство не только причина разума, но и в то же время в высшей степени целесообразные движения и действия.

Немецкая классическая философия. Блестящее, сложное и противоречивое явление в духовной жизни Европы конца XVIII –начала XIX века. Классическая немецкая философия расцветает на почве кризиса прусского абсолютизма, стоящего на пороге демократических реформ.

Иммануил Кант (1724-1804). И. Кант считал, что человеческий разум задается философскими вопросами в силу собственной природной потребности, а не из праздного любопытства или суетного всезнайства. Поэтому, полагал Кант, у каждого человека всегда есть какая-нибудь метафизика. Актом познания субъекта является его активность, действие. Кант размышлял над синтезом эмпиризма и рационализма удержании их истин. Априорные (доопытные) формы созерцания и рассудка принадлежат субъекту и характеризуют соответственно структуру чувственного восприятия и рассудочного мышления, которые не присущи вещам самим по себе.

Кант описал 3 основные познавательные способности:

1.Чувственность – способность к ощущениям.

2.Рассудок - способность к понятиям и суждениям.

3.Разум – способность к умозаключениям доходящим до «идей».

В.Г. Гегель (1770-1831). Вершина развития немецкой классической философии, оказавший большое влияние на развитие всей европейской философии. Он впервые в систематической форме изложил диалектическое миропонимание и -соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель считал, что явления также объективны, как и сущность. Познавая явления, мы познаём сущность.

Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: «Всё действительное разумно, всё разумное – действительно».

Людвиг Фейербах ( 1804-1872)

Фейербах рассматривает свою философию как завершение и вместе с тем преодоление учения Гегеля и его предшественников. Он разрабатывал материалистическую систему взглядов на базе научной физиологии и психологии человека. Характерная особенность антропологического материализма Фейербаха – отрицание дуализма тела и души, признание и обоснование материалистического положения о единстве духовного и телесного, субъективного и объективного, мышления и бытия. Фейербах считает, что главное – научное истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение сущности человека. Но что такое эта сущность? Это, по Фейербаху, прежде всего чувственность, жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида, который любит, страдает стремится к счастью и т.д.

Важнейшим делом своей жизни Фейербах считал критику религии. Бог, говорит Фейербах, рождается исключительно в человеческих страданиях. Только у человека заимствует бог свои определения: бог есть то, чем человек хочет быть. Именно поэтому религия обладает реальным жизненным содержанием, а не является просто

бессмыслицей.

Артур Шопенгауэр (1788-1860). Шопенгауэр считал, что мир обнаруживается нами как воля и представление. Воля – это абсолютное начало всего бытия, некая космическая сила, биологическая по своей природе, создающая мир и человека.

Он считал, что человеческая воля родственна «неисповедимым силам вселенной», неким её «волевым порывам».

Шопенгауэр писал о специфике таких сторон человеческого духа, как

волютивных (связанных с волей) и эмотивных (связанных с эмоциями) и их роли в жизни людей.

Фридрих Ницше (1844-1900.) Ницше тоже поместил в центр философии волю, но взятую в качестве «воли к власти». Ницше считал, что в истории нет ни цели, ни прогресса, а есть вечная борьба сильных и слабых.

Ницше утверждал, что люди ещё не вырвались из животного состояния, о чём свидетельствуют их соперничество, войны, конкуренция и бестолковые устремления. Ф.Ницше писал о стадном инстинкте людей.

Центральное понятие всей философии Ницше- жизнь. Основа жизни – это воля. Ницше требует восстановления рабства и иерархического устройства общества, воспитания новой касты и укрепления их воли к власти. Идеал касты господ Ницше воплотил в образе «сверхчеловека» в книге «Так говорил Заратустра».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: