Религиозная философия ХХ века

Причиной влияния религиозной идеологии всегда было и сегодня остаётся существование религиозных организаций и объединений с их широкой и разнообразной деятельностью. Любое из вероисповеданий всегда представлено теоретиками – среди них и философы, играющие ведущую роль.

Традиционная ориентация, которой придерживается и сегодня официальная религиозная философия – это теоцентризм, сущность которого в том, что всё, что говорится о человеке, все этические проблемы должны быть сконцентрированы вокруг проблемы бога, доказательства его существования, его мудрости, вокруг идеи общественного блага. Переориентация состоит в том, что религиозные философы ХХ века, по большей части не посягая на пересмотр традиционной иерархии проблем, в то же время фактически выдвигают в центр философии социальные, этические проблемы или вопрос о человеке. Религиозная философия всё шире и всё активнее вовлекает в орбиту своего рассмотрения проблемы общества, человека, науки. Это одна из примет обновления религиозной мысли.

Так, Г.Марсель в религиозную оболочку заключает нетрадиционное философское содержание. У него традиционные сюжеты – бог, бытие и т.д. – явно отодвинуты на задний план.

Позитивизм.

Ещё в XIX веке появился «первый позитивизм» (Дж. Ст. Милль, Г. Спннсер, О. Конт). Его продолжатели – «второй позитивизм» (Э.Мах и А.Авераниус).

Начиная с 20-х г.г. до нынешнего времени развивается «третий позитивизм (неопозитивизм). Его представляют М. Шлик (1882-1936), Р. Карнапп, О. Нейрат, Г.Рейхенбах, Л. Витгенщштейн (1889-1951), К. Поппер (род. В 1902)Они противопоставили старой метафизике «позитивное знание». Философия обанкротилась потому, что до сих пор по преимуществу была метафизикой. А это значит, что в ней делались утверждения, которые не допускали проверки.

Позитивисты требуют включать в философию только те положения, которые могут быть проверены на истинность. И проверены так, как и в точных науках, то есть благодаря обращению к опыту.

Требование, согласно которому любое высказывание, и в науке, и в практике, и в философии должно подлежать опытной проверке на истинность, было названо принципом верификации.

Неопозитивизм требовал также «очищения» языка науки, проверки на научность и истинность, то есть на опытную значимость всех возникающих в научном познании высказываний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: