Социально-философские концепции

Философия Нового времени содержит ряд ценных социальных концепций, среди которых особое место принадлежит концепциям «естественного права» и «общественного договора». Так, Дж. Локк объявляет естественным правом человека его свободу и владение собственностью, приобретенной посредством труда. В работе «Два трактата о государственном правлении» он рассматривает первоначальное состояние людей как состояние господства их «естественных прав»: свободы, равенства и охраны собственности. Но он, как и Т. Гоббс, считает, что с целью защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом «общественного договора». Локк развивает учение о разделение, о разделении властей на исполнительную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Именно законодательную власть, прежде всего, определяет порядок и режим, который устанавливается в обществе.

Концепции «естественного права» и «общественного договора» разделял Б. Спиноза. У него эти теории получают обоснование, а через ее качество, как свобода. Спиноза пишет о свободе как праве рассуждать и свободе как праве действовать. «Цель государства в действительности есть свобода». В то же время он считал, что «общее решение должно преобладать над личным мнением и «изволением своего сердца, иначе в обществе возникает произвол».

Значительные изменения во взаимоотношениях между религией и философией происходят в Новое время, хронологически охватывающее собой период с конца XVI века до середины XIX в. Начинается этот период с того, что философия только-только подготавливает пространство для самостоятельного существования, а заканчивается серьезным ослаблением роли религии и доминированием светских концепций, опирающихся на человеческий разум и опыт социально-политической жизни общества.

XVII век называют веком разума. Рационализм в широком смысле слова был характерен для подавляющего большинства представителей культуры. Он отразился в философии, искусстве, религии.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм как течение гносеологии зарождается в Италии и Нидерландах ещё в XVI веке, но окончательно формируется в Англии уже в XVII веке.

Фрэнсис Бэкон ( 1561-1626). Его называют последним мыслителем Эпохи Возрождения и одним из зачинателей философии Нового времени. Он же стоит у истоков формирования важнейших принципов, определивших лицо новой философии. Прежде всего Бэкон делает попытку' радикально изменить взгляд на философию, которую он рассматривает не как созерцание мира, а как науку о реальном мире, опирающуюся на опытное познание. В соответствии с этой посылкой, английский мыслитель предлагает по-новому определить место и роль науки, в том числе и философии, в жизни человека, которые сводятся к тому, что с помощью науки человек может подчинить себе природу и использовать ее для своего Благополучия. Бэкону принадлежат крылатые слова: «Знание — сила».

Томас Гоббс (1588-1679). видит связи назначение философии в том, что благодаря ей мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на основании наших знаний и мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для yмножения жизненных благ.

Философия, согласно Гоббсу, интересуется изучением всякого тела, и она делится на философское изучение природы и государства. Процесс познания начинается с чувственности, в чём следует видеть первый принцип теории познания. Чувственное познание люди обозначают знаками. Но значения знаков в жизни людей не ограничиваются их гносеологическими функциями: в определённом смысле знаки создали самого человека, и его можно определить как существо, оперирующее знаками. Это учение получило название «номинализм».

Джон Локк (1632-1704.) -систематизатор эмпиризма Нового времени. Своей основной задачей определяет вопрос о происхождении, достоверности и границах человеческого знания. Опыт признаётся основой всякого знания. Локк полагает, что наша душа должна быть уподоблена чистой доске, на которой пишет опыт. Так Локк обосновывает восходящее к античности положение: «Нет ничего в уме, чего не было раньше в ощущениях». Опыт становится главным предметом философского анализа. Наша душа различает опыт внешний (внешнее чувство) и внутренний (познание внутреннего мира самого человека). Более достоверен опыт внутренний, поскольку здесь мы имеем дело с непосредственно данным его содержанием.. Сведение сложных форм к простым и тем самым достижение научного объяснения - вот его задача.

Джордж Беркли (1685-1753) предложил признать существование вещи

комбинациями наших ощущений. Существовать – значит быть воспринимаемым – вот принцип его философии. Понятие сводится к представлению. Беркли требует от абстрактных понятий наглядности. Если они ей не обладают, то они – фикции. Он отрицает абстрактные понятия

Рационалистическая философия XVII века. Основы альтернативной эмпиризму рационалистической философии заложил Рене Декарт (1596-1650) Он заявляет: «Я мыслю, следовательно, существую». Он утвердил в праве на самостоятельное существование человеческое «Я», человеческое мышление, независимое ни от чего, в том числе от Бога. Человеческий ум, разум, по Декарту, — это независимая ни от кого и ни от чего субстанция. Разумеется, Декарт не отвергает право Бога, а следовательно, религии на существование, но он отрицает за ними право быть предтечей, началом философствования.

Бенедикт Спиноза (1632-1677). - знаменитый философ из Голландии. Создал собственную мощную систему, придерживался монистических взглядов. Основные произведения: "Богословско-политический трактат", "Этика". Метафизику Спинозы можно определить как - целостное учение, долженствующее философски представить единство мира, и разработана она была в его трактате "Этика". "Этика" включает в себя широко понимаемую философскую метафизику, повествующую о природе, субстанции, Боге, о человеке — его теле и душе, чувствах и разуме, а также и о собственно этико-нравственных проблемах.

Спиноза выделяет 3 ступени познания:

1.Наивысшую – истина постигается непосредственно разумом, интуитивно зрима.

2.Рассуждения разума, которые нуждаются в доказательствах.

3.Позгнание недоказуемое и недостоверное, поверхностное знание о вещах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: