IV. Общественные отношения и общественное сознание

4.1. Философия истории и будущего.

Основные понятия: футурология, прогнозирование и планирование, стихийность и планомерность в общественных системах, социальные утопии.

В европейской культуре сложилось три основных способа постижения истории.

Во-первых, религиозно-мифологический способ: мифология и теология истории. Таковы, например, древнегреческая мифология истории и библейская теология истории. История рассматривается здесь как продукт взаимодействия людей и богов (человека и Бога). При этом события истории развертываются как некий спектакль, поставленный по сценарию богов и разыгрываемый людьми. Следствием этого является потальный провиденциализм, предопределенность путей развития.

Религиозно-мифологический способ постижения истории явился самым древним, глубоко пустившим корни в сознании людей. Именно с ним связаны представления о судьбах мира, о начале и конце света, о неотвратимости будущего и т.п.

Однако главная идея, выработанная религиозно-мифологическим сознанием, — это представление о цели истории. Ведь если история развивается по божественному замыслу, то у нее должна быть какая-то цель, осуществляемая деяниями людей. А отсюда недалеко и до представления о смысле истории: является ли история реализацией неких трансцендентных надысторических целей, ценностей, или ее цели совпадают с самим историческим существованием человечества? Иными словами, является ли человечество самоцелью истории или оно всего лишь средство для достижения неких надысторических и сверхчеловеческих идеалов?

И мифология истории, и историография основывались на представлениях об истории как неких событиях, протекающих во времени или имевших место в вечно застывшем прошлом. Отсюда — понятие истории как рассказа, повествования, сообщения о фактах, совокупности сведений. Одним словом, мифология истории и историография — это история о чем-то. Философский же взгляд видит в истории особую предметную область действительности наряду с природой.

История не протекает ни с абсолютной закономерностью, ни с абсолютной свободой, но есть лишь там, где с бесконечными отклонения­ми и непредсказуемыми поворотами в развитии событий реализуется некая единая, общая цель.

Закономерность исторической реальности определяется наличием единой цели, общего идеала, коренящихся в характере самой об­щественной жизни людей, в их экономической и культурной дея­тельности.

Свобода же — это чисто человеческая возможность выбора путей движения к цели, осуществления идеала. Невозможно предсказать и предвидеть, по какому пути пойдет человечество, какие средства оно изберет для достижения цели.

Основные предельные вопросы философии истории так или иначе упираются в проблему времени. Куда движется история? Зачем движется история?

В конце XIX – начале ХХ века в утопиях будущего стал преобладать лозунг «Никаких ограничений прогресса», что придавало особый оптимизм этим теориям. С конца 20-х г.г. ХХ века появились концепции, в которых чётко виден пессимизм по отношению к НТП. В них предрекались упадок и разложение цивилизации.

Возникшие ещё в 60-е годы ХХ века прогнозы будущего, можно разделить на 3 категории:

1) дескриптивные, основанные на анализе существующих тенденций развития и экстраполяции их в будущее;

2) нормативные, определяющие видение образа действия общества в ближайшее время или в отдалённый период;

3) дескриптивно-нормативные, сочетающие элементы экстраполяции настоящего в будущее с предписывающе-оценочной интерпретаций циклов и тенденций развития общества.

Разрабатывались также социально-психологические проекты будущего. В 70-е

годы ХХ века получили большое развитие методы глобального моделирования и исследования различных вариантов развития человечества в будущем.

Темы рефератов.

1.Философские концепции истории.

2.Философия будущего.

3. Научное прогнозирование и развитие общества.

4.Прогресс и регресс в истории.

5.Человек и будущее.

6.Философия и логика истории.

Литература

  1. Аврамова Е.М. Как возможны социальные изменения. Обсуждение одной гипотезы. // Общественные науки и современность, 2006, №3, с. 18-23.
  2. Алексеенкова Е.С. Когнитивные механизмы интеграции социальных сетей. // Политические исследования, 2007, № 3, с. 92-114.
  3. Аникин В.А. Жизненные проблемы россиян и их запросы к социальной политике. // Социологические исследования, 2006, №12, с.15-21.
  4. Ахиезер А.С., Рябова М.Э. Социальная философия в усложняющемся мире. // Общественные науки и современность, 2005, №3, с. 137-143.
  5. Горяинов В.П. Критерии поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости социального времени. //Социологические исследования, 2006, № 4, с. 3-15.
  6. Ильинский И.М. Между прошлым и будущим. Социальная философия происходящего. – М., Изд-во Московского гуманитарного университета, 2006, 664с.
  7. Кравченко А.И. Общество: статика и динамика. – М.: Академический проект. 2007, 408с.
  8. Крапивенский С.Э. Социальная философия Учебник. –М.: Владос, ИМПЭ им. Грибоедова, 2004, 416с.
  9. Чесноков. Философское понимание исторического развития. // Социально-гуманитарные знания, 2005, №4, с. 119-132.
  10. Чесноков Г.Д. Философский анализ феномена «оранжевых революций». //Социально-гуманитарные знания, 2006, №2, с. 79-98.
  11. Якобсон Л.И. Социальная политика: коридоры возможностей. // Общественные науки и современность, 2006, №2, с. 52-77.

4.2. Философия и религия.

Основные понятия: мифология, религия, религиозность, конфессия, традиционные и нетрадиционные религии, религиозная жизнь, ритуал, магия.

Мифология (от греч mifos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Для мифологического мировоззрения характерно эмоционально-символическое понимание окружающего мира, невысокая степень выделенности собственной личности человека из общества. Мифологическое мышление нее предполагает нравственной оценки мифологического события, оно просто использует его как данность, по образу которой осуществ­ляются события в последующем. Мифологии свойственна не критичность, а вера. Названные особенности мифологии как типа мировоззрения определяют его функции: познавательную, воспитательную, прогнозирования и моделирования, а также оценки мира. Критерием такой оценки является следование традиции, принятому правилу, ибо именно через него устанавливается и поддерживается гармония между природой и обществом, чело­веком и средой.

Мифология возникает в первобытном обществе т.е. на самой ранней стадии общественного развития, когда люди в виде мифов, преданий и сказаний пытались ответить на глобальные вопросы. В период господства мифологического мышления ещё не возникала потребность в получении специальных знаний. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальном, заслуживающим абсолютного доверия. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил.

Миф – наиболее ранняя форма духовной культуры человечества. Он объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований. Политических взглядов, разных видов искусства, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь, развитие. Миф выступал как единая, нерасчленённая (синкретичная), универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие и миропонимание эпохи, в которую создавался. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов.

С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя и сошёл с исторической сцен, сохранив лишь художественные функции.

С развитием социальных форм жизни в мировоззрении постепенно усиливается внимание к духовных проблемам. Людей начинают интересовать не только мир, природа сами по седее, но и вопросы человеческих взаимоотношений, проблемы добра и зла, справедливости, смерти и бессмертия человека, его нравственных ценностей.

Попытка осмыслить эти проблемы связывается с представлением о высших сверхъестественных силах, которые персонифицируются в образ­ах богов. Так складывается религия — исторически, социально и психологически обусловленный тип мировоззрения, в основе которого лежит признание существования наряду с земным, природным и социальным бытием потустороннего мира, который является высшим по своему значению для живущих людей не только потому, что определяет их индивидуальное зем­ное существование, но и в силу того, что в этом вечном высшем бытии бу­дут в итоге решены все земные проблемы.

Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов, «священного», т.е. одной из разновидностей сверхъестественного.

Главный признак религии - вера в сверхъестественное.

Вера - это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Специфика религии – в особом характере её «второго мира» и его смысловой роли.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолеть исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека для чего-то абсолютного, вечного.

Религиозные представления - продукт исторического развития общества. Религия – социально-организованная (и организующая) вера человеческих сообществ, форма их поклонения «высшим силам», а тем самым воплощённым в них наиболее почитаемым данным обществом ценностям.

Темы рефератов.

1.Мифология как форма общественного сознания.

2.Происхождение и сущность религии.

3.Религиозность личности.

4.Исторические типы религии.

5.Особенности религиозного сознания.

6.Религия и развитие общества.

Литература

1. Аванесова Г.А.Роль православия в развитии общественной культуры. //Социально-гуманитарные знания, 2007, № 2,с. 52-87.

2. Мчедлов М.П. Религоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. М.: Научная книга, 2005, 447с.

3. Пивоваров, Д В. Философия религии: учебное пособие для вузов / Д.В. Пивоваров; Уральский государственный университет им. А.М. Горького, Философский факультет.— М.; Екатеринбург: Академ. проект: Деловая кн., 2006.— 639 с.

4. Семёнов В.С. Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы. // Вопросы философии, 2006, №6, с.73-89.

5. Шемякин Я.Г. В поисках смысла: Из истории философии и религии. Книга для чтения. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003, 432с.

4.3. Философия и глобальные проблемы современности

Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация.

Мы живём в эпоху глобализации. Её основные черты::

1.Экономическая модель глобализации. – ТНК. Это особый мир новой мировой экономики. Они не имеют национально-культурных особенностей. Доходы многих ТНК превышают доходы тех стран, на территории которых они размещены. Экономика стала интернациональной.

2 Мировые финансовые рынки. Нарастают интеграционные процессы.

3.Глобальная миграция рабочей силы. Ни один из способов регулирования миграции не может остановить миграционные процессы

4.Информационная глобализация. Глобальные СМИ, Интернет.

Причины глобализации – рост экономических факторов, остановить который или управлять которым невозможно. Географические дистанции сокращаются но главное – происходит переориентация сообществ и отдельных индивидов.

Развитие науки и техники создаёт лишь возможность решения экологической проблемы, которая только в определённых социальных условиях превращается в действительность. Поскольку экологические проблемы имеют глобальный, общечеловеческий характер, эти перемены должны быть связаны с глубокими перестройками международно-правового, политического и культурного плана во взаимоотношениях между народами. Экологическая угроза настолько велика, что для её предотвращения человечеству по многим параметрам необходимо выступать в своих отношениях с природой в качестве единого целого. Речь идёт как о региональном, так и о планетарном взаимодействии. Одна группа, нация или класс не может выжить, обрекая на погибель других.

Глобальную экологическую проблему приходится решать в условиях неравномерного развития разных стран и народов, причём не просто по уровню расходов на душу населения, но и по целому комплексу социальных, экономических и культурных факторов. Очевидно, что развитые и развивающиеся страны обладают разными возможностями для создания здоровой жизненной среды.

Темы рефератов.

1.Глобальные проблемы современности.

2.Современные подходы к решению глобальных проблем.

3.Экологические проблемы и их решение.

4.Глобальное регулирование общественного развития.

5.Демографические проблемы и их следствия.

6.Борьба с терроризмом как мировая проблема.

Литература.

1. Кравченко, А. Ф. История и методология науки и техники: учеб. Пособие. Новосибирский государственный технический университет; Под ред. И.Г. Неизвестного.— Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005.— 359 с.

2. Мазлиш Б. Глобальное и локальное: понятия и проблемы. //Социологические исследования, 2006, № 5, с. 23-31.

3. Малая российская энциклопедия прогностики. М.: Институт экономического прогнозирования, 2007, 328с.

4. Пантин В.И., Лапкин В.В. Философия исторического прогнозирования: ритмы истории и перспективы мирового развития в первой половине XXI века. Дубна: Феникс+, 2006, 448с.

5. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. В 2-х т.т..М., Институт Экономических стратегий, 2006, ч. I – 768с.,ч. II- 648с.

6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. И.: Едиторал УРСС, 2—3, 310с.

7. Философия науки. Общий курс: учебное пособие для вузов / С.А. Лебедев [и др.]; Под ред. С.А. Лебедева.— 4-е изд., перераб. и доп.— М.: Академ. проект, 2006.— 731 с

8. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники. — М., 2004.

Контрольные вопросы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: